На последнем заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, которое состоялось 25 августа, было решено назначить председателем синодального отдела религиозного образования и катехизации викария Святейшего Патриарха Кирилла, епископа Бронницкого Евгения (Кульберга). Последние два с половиной года владыка Евгений управлял Нижнетагильской епархией.
Начало работы нового председателя синодального отдела совпало с началом учебного года в школах и вузах России и вступлением в силу Федерального закона № 304-ФЗ, который вводит в содержание образовательных программ учебных заведений страны обязательное воспитание учащихся.
В плотном рабочем графике владыка Евгений нашел время для интервью, благодаря которому читатели могут немного познакомиться с новым руководителем синодального отдела образования и катехизации. Наш разговор – о педагогике, о главном в жизни ученика и учителя, о работе синодального отдела.
– Владыка, нам известно, что вы окончили несколько высших учебных заведений, в том числе имеете педагогическое образование. Не могли бы вы рассказать о своем педагогическом пути, о том, когда лично вошли в опыт педагогики?
– В 1999 году я пришел преподавать информатику в подмосковную православную школу «Образ». Быть профессиональным педагогом не собирался, просто в школе, с которой меня связывали обстоятельства жизни, возникла нужда в учителе информатики. Спустя пять лет я стал преподавать детям еще один предмет – «Основы Православия». К тому времени я уже был священником, и пастырские заботы не оставляли времени для полноценного преподавания. Тогда же нашлись очень способные педагоги по нужным предметам. Поэтому с 2006 года мое преподавание у школьной доски прекратилось.
В начале 2007 года владыка Ярославский и Ростовский Кирилл благословил меня быть духовником в Ярославской губернской гимназии имени святителя Игнатия (Брянчанинова), окормлять коллектив школы. Чуть позже мне был поручен отдел религиозного образования и катехизации Ярославской епархии. И уже спустя несколько лет Промыслом Божиим я стал руководителем отдела религиозного образования и катехизации в Екатеринбургской епархии.
Непосредственно педагогическое образование я получил, когда служил в сане священника и затем епископа на Екатеринбургской земле. Учился и защищался в магистратуре Общецерковной аспирантуры и докторантуры и в Русской христианской гуманитарной академии по специальности «теология образования».
– В прошедшем учебном году в России все педагоги, учащиеся и их родители столкнулись с трудностями дистанционного обучения. К счастью, новый учебный год начался почти так, как это было всегда: ученики и педагоги встретились лицом к лицу, в некоторых школах даже прошли торжественные линейки. Учитывая опыт общероссийского карантина, который длился пять месяцев, как можно сейчас ответить на вопросы: «Что такое школа?» и «Чему учат в школе?»?
– У школы как общественного института есть своя история. В древней школе немногочисленные ученики буквально сидели у ног своего учителя-философа, и знание передавалось из уст в уста. Был ученик, который, слушая, воспитывался и формировался как личность. Был учитель, который говорил и более того – жил перед лицом ученика. Каких-то специальных технических средств обучения, особых приспособлений не имелось.
В наше время традиционная школа вошла из XX века. При новейших технических изобретениях она сохранила традиционные парты, кафедры, доски, тетрадки, учебники, контурные карты и учебные пособия. Но кроме этого в ней присутствует главный существенный момент древней школьной традиции – соприсутствие ученика и учителя. С одной лишь разницей: на одного учителя сегодня приходится 15, 20, 30 учеников, но при этом учитель все-таки знает каждого ученика по имени, видит каждого глаза в глаза.
Весной этого года впервые произошло разлучение ученика и учителя. Они не имели возможности находиться друг с другом в прямом контакте. Известно, что предмет, каким бы он ни был интересным, не усваивается, когда педагог говорит и при этом в классе стоит шум и внимание аудитории отсутствует. Так и в режиме преподавания онлайн невозможно осуществить полноценный контакт. Кто из учеников чем занимается, сидит или ерзает, о чем думает, находясь перед гаджетом, – эти моменты не отследить и не откорректировать. Поэтому педагоги, в том числе и талантливейшие, испытали за время дистанционного преподавания серьезный стресс. И дети, которые, в свою очередь, привыкли к непосредственному контакту с учителем, в этой ситуации ощутили свое сиротство.
Хотя имеется и обратная сторона у испытания карантином. Я лично столкнулся со школьными коллективами, где дети и учителя несколько испугались возможности разлуки друг с другом. Поэтому ученики мобилизовали свою волю и договорились, что каждый учебный день ровно в 9 утра, как в обычное время, обязательно в школьной форме, причесанные, умытые и подтянутые, они собираются у экранов гаджетов и помогают учителю создать атмосферу прямого контакта, к которой все привыкли. Дети понимали свою ответственность: если ты не проснулся вовремя, не «пришел», прогулял – это повод и одноклассникам сделать что-то подобное. Такая ежедневная «явка» на расстоянии помогла сохранять спайку учителя и ученика. В результате через два очень странных учебных месяца педагоги и ученики прощались перед каникулами ровно так, как это происходило в обычное время. И 1 сентября на школьной линейке встречались победители вируса и всякого разлучения.
Такие примеры во время пандемии однозначно засвидетельствовали, насколько мы друг другу дороги. Что ученики – не получатели образовательных услуг, а учителя – не те, кто эти услуги предоставляет, но одна семья, и связи, которые возникли за время учебы, не разрушаются при работе онлайн. Время карантина особо обнаружило близость друг другу учителя и ученика.
– А чему, на ваш пастырский и учительский взгляд, в первую очередь важно учиться человеку? И как продолжительно? Впереди у каждого, в конце концов, экзамен на чистоту совести в час смертный.
– Человек должен учиться всю жизнь, кем бы он ни был. Если он учитель, ему полагается постоянно учиться в своей сфере преподавания. Раз в три года каждый педагог в России проходит повышение квалификации и сдает экзамены. Кто-то и к этому обязательному моменту относится формально, а кто-то любит свою профессию и постоянно находится в процессе обучения.
Как-то я разговаривал с одним педагогом, литератором, она в свое время защищала в институте диплом по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание». Литературу она преподает уже 20 лет и ежегодно изучает с детьми это произведение. Она призналась, что каждый год обязательно его перечитывает и всякий раз открывает для себя новые грани и оттенки, смыслы, которые раньше в произведении не видела. Казалось бы, человек – профессионал. Один-два раза прочитал произведение – и этого вполне достаточно, чтобы годами рассказывать о нем тем, кто еще не читал или не способен понять всего, о чем написано. Но человек, тем не менее, проникает в новые и новые глубины в том, что ему уже известно.
Наверное, именно поэтому многие ученики этого преподавателя идут по педагогической стезе, многие поступили на филологическое отделение в педуниверситет. Наставник любит свое дело, учится постоянно и, уча других, их зажигает. Таков верный путь – всю жизнь учиться и помогать другим.
Аналогично происходит и возрастание в христианской жизни. Вспомним преподобного Серафима Саровского. Он еженедельно перечитывал весь Новый Завет. Не для того, чтобы пересказывать текст, выучив наизусть, или, как это делают протестантские проповедники, цитировать бодро какие-то фразы со ссылками, какая глава и какой стих. Он читал Евангелие, потому что учился жизни у нашего главного Учителя – Господа Иисуса Христа. Сказано ведь, что повторение – это мать учения. И он непрестанно повторял главное. И исполнял.
Душа человеческая, тем более душа православного христианина, алчет и жаждет соприкосновения с Творцом. Это как в телесной жизни: никого не удивляет, что мы постоянно едим, никто не скажет: я вчера уже поел, поэтому сегодня есть не буду. Организм требует пищи – таково его свойство. То же происходит и с душой. Для нее тесное соприкосновение с Создателем – это слушание и чтение слова Божия, я уже не говорю о молитве и Таинствах, которых мы сподобляемся в Церкви. Человек, ищущий Бога, постоянно открывает соответственные книги, читает их, размышляет, молитвенно обращается к Творцу и участвует в Таинствах Церкви. Так он учится жизни вечной.
– В школе и вузе ученик получает знания. Но практически для любого подростка и юноши главное все-таки не это, а живой опыт здоровой дружбы, на которой замешаны все иные добрые взаимоотношения в обществе: семейные, супружеские, рабочие. Человек ищет дружбы всю жизнь. Что есть настоящая дружба? Как ей научиться, что в ней – главное?
– В Евангелии мы можем обнаружить, что Иисус Христос называет Своих учеников разными нарицательными именами. Но самое, может быть, яркое и дорогое, когда Он называет их друзьями: «Друзья Мои». В чем заключается эта дружба Учителя и учеников? Они находятся рядом, вместе проживают жизнь. При этом Христос знает, что Свою душу положит за них. Он знает о Себе, что любит учеников в полноте любви, а ученики еще не научились этому, они в процессе научения, и Господь учит их любви. Его урок восхождения к любви продолжительностью в три с половиной года совершается через образ простой человеческой дружбы. Это восхождение ко дню Пятидесятницы, когда полнота любви излилась на апостолов и сделала их в полной мере носителями Божественной благодати. Христос находится рядом с учениками, делит с ними трапезу, ходит с ними вместе, поддерживает их, когда им тяжело, и словом, и пищей. Он открывает им Себя, рассказывает о Себе и Своем Отце и делает это не как надменный ментор, а так, как друг рассказывает другу.
Дружба Учителя и апостолов родилась не в один момент. Со стороны учеников проявлялись и недоверие, и сомнение, и непонимание. Но со стороны Господа при всем этом – совершенная и безусловная дружба, что Христос ярко засвидетельствовал ученикам на прощальной беседе во время Тайной вечери накануне Своих страданий.
Чем Господь подтверждает Свою дружбу? Он видит беду, которая поразила все человечество вообще и апостолов, Его друзей, в частности: беду греха и смерти. И вызволяет друзей из этой беды жертвою, пролитием Своей крови. Он идет на страдания, чтобы выручить Своих друзей, а через них – все человечество, из рабства греху.
Если мы будем рассматривать человеческие отношения, то дружба – это путь восхождения. Настоящая дружба рождается с годами. Как и любовь: нельзя, чтобы люди полюбили друг друга за пять минут, в таком случае может появиться только влюбленность. Можно долго быть знакомыми, коллегами, можно доверять друг другу. Когда люди в состоянии доверия проживают месяц, два, год, три, между ними появляется незримая связующая нить, единство, которое уже невозможно порвать. Дружба – это когда один одинокий человек восполняется другим одиноким человеком, когда в дружбе исчезает их одиночество, под которым я имею в виду состояние, которое человек приобретает с первородным грехом – отлученность от Бога и друг от друга. И еще настоящей дружбе свойственно перерастать в христианскую любовь. Буквально так.
Если люди, общаясь, идут по жизни рядом, им сладко и весело и они получают от жизни все, это никакая не дружба. Прочность и истинность дружбы проверяется, когда наступает беда, проблема. Когда в таких условиях нить отношений не разрывается, а только натягивается и показывает свою крепость – это настоящая дружба.
Научиться дружбе по книжке или справочнику невозможно. Это нечто вложенное в человека по естеству, что при определенных обстоятельствах раскрывается. Подобно тому, как ребенок научается пить молоко матери: ему этого никто не объяснял, никакая книжка, да и не способен еще ребенок ничего понять. Но он сам прижимается щечкой к маме, и она его питает. И душа по своей природе ищет дружбы. Она разлучена от дружбы по греху, но ищет восполнения. При определенных обстоятельствах люди встречаются, одно сердце открывается другому, приглашает к дружбе, другая душа отвечает тем же, а дальше дружба выражается в конкретных обстоятельствах жизни, свойственных времени и характерам, и происходит внешнее раскрытие потенциала, сокровенного в душе.
Порой человеку приходится искать настоящую дружбу в течение многих лет, даже всей жизни. И счастлив тот, кто нашел настоящих друзей.
В то же время, как христиане, мы понимаем, что самая лучшая дружба – та, которая может завязаться между человеком и Творцом. Прожить жизнь и не встретить в своей жизни самого большего и лучшего Друга, Творца – это величайшая трагедия для человека и человечества. И, обратно, увидеть дружбу со стороны Творца, почувствовать вкус этих отношений, проникнуться ими, узнать, познать Бога, стать близким и родным Ему, самому близкому и главному нашему Другу, – это, конечно, главное и величайшее счастье, которого хочется пожелать каждому.
– Вернемся к религиозному образованию. По сути, синодальный отдел призван помогать тому, чтобы в душах множества людей (и учителей, и учеников, и родителей) происходило мистическое преображение, образование души, которое совершается действием Бога при содействии человека. От чего зависит благой результат? Какие мероприятия со стороны отдела и каким образом этому служат? Для чего в религиозном образовании и катехизации нужны усилия «сверху»?
– Мы уже сказали, что образование – это когда лицом к лицу и сердцем к сердцу встречаются ученик и учитель. Еще лучше, когда Сам Господь между ними присутствует и действует, дает возможность передачи не только опыта и знаний, но и незримого духа от учителя к ученику. В Церкви такие встречи происходят ежедневно, ежечасно по всему лицу земли, где действует Русская Православная Церковь. Конечно, никакой отдел, никакая структура не может объять полноты удивительного чуда образования.
Но при этом надо заметить, что где-то опыт преподавания реализуется прекраснейшим образом: есть мудрые и опытные педагоги, созданы благоприятные условия. А где-то этого нет. Поэтому Святейший Патриарх, Священный Синод, архипастыри озабочены тем, чтобы хороший, правильный, лучший опыт одних стал достоянием других. И синодальный отдел образования и катехизации служит тому, чтобы собрать этот опыт, систематизировать его и распространить: опыт преподавания Закона Божия, патриотического, духовно-нравственного воспитания. Мы должны сделать так, чтобы лучший опыт можно было применить не только в отдельных местах, где живут гениальные педагоги, преподаватели или просто талантливые люди, но чтобы он передавался как можно большему числу людей, зажег как можно больше сердец. Внешне результат собирания опыта и дальнейшей работы выражается в папках, планах, программах, мероприятиях, конкурсах, которые организует и регламентирует синодальный отдел образования и катехизации.
Недавно Святейший Патриарх нам напомнил, что в следующем году исполняется 800 лет по преставлении святого великого князя Александра Невского. Несколько лет назад его имя было признано именем России. И теперь Церковь и государство объединили усилия, чтобы вновь раскрыть перед соотечественниками имя великого князя, его жизнь, житие, подвиги. Это нужно для того, чтобы мы, жители России, в том числе православные, ему подражали. Синодальный отдел религиозного образования и катехизации также будет участвовать в выполнении этого важного дела.
Еще одна значимая задача синодального отдела – чтобы в общеобразовательных школах качественно и свободно преподавался предмет «Основы православной культуры».
Также отдел должен исполнить благословение относительно тех школ, которые именуют себя православными. Важно, чтобы они соответствовали этому наименованию, преподавали именно Православие, а не какие-то измышления, которые пришли в голову тому или иному педагогу или родителю.
Нижний Тагил, Парад Победы, 9 мая 2019 г.
– В нашем Отечестве много и давно уже говорят о необходимости духовно-нравственного образования в школах. Складывается впечатление, что это одни слова. С духовностью и нравственностью у учащихся школ, особенно старшеклассников, большие сложности. Вы, наверное, знакомы с ситуацией в сфере школьного образования достаточно глубоко?
– По опыту жизни нашего народа, истории нашей страны мы знаем, что все трудности возможно преодолеть. Из самых невероятных ситуаций, Богу содействующу, можно выйти победителями. Например, у нашего народа не было никаких объективных шансов выйти в 1941 году из подмосковных окопов. Но это удивительным образом произошло. То же можно сказать о событиях 1990-х годов, когда при полном развале страны практически не было надежды на возрождение.
Если говорить о системе образования и духовно-нравственном воспитании в современной школе… Да, та система образования и воспитания, которая была присуща советской школе и являлась во многом преемницей школы дореволюционной, в последние десятилетия с удивительным постоянством разрушается. И не сама по себе, на это направлены огромные силы международного сообщества, в том числе духовные, на это выделялись и выделяются огромные средства. Сегодня об этом открыто говорят неравнодушные люди, находящиеся у руля власти в нашей стране.
Но, вопреки всем этим разрушающим воздействиям, мы встречаем в школах удивительных учителей: патриотов своего дела, несущих жертвенное служение, совершающих в своей работе реальный нравственный подвиг. Я лично знаю таких педагогов, знаю совершенно потрясающие примеры того, как дети возрастают под их водительством, становятся разносторонне развитыми и нравственно красивыми.
При этом, если мы ничего не будем делать «сверху», применительно к масштабам всей страны, деградация и разложение будут умножаться. Церковь – как соль, которая сохраняет продукты от разложения: она сохраняет от разложения общество. Еще со времени празднования тысячелетия Крещения Руси Церковь прилагает усилия, которые способны исправить ситуацию, со стороны иерархов, священников, педагогов. Результаты этого вполне осязаемые. О них мало пишут, мало знают, но это не значит, что их нет. Я уже сказал о педагогах-патриотах, которые неприметно несут свои жертвенные труды. Но ведь и мероприятия, которые регулярно проводятся Церковью в масштабах всей страны, тоже постепенно дают добрые плоды. Кто бывал на таком форуме, как Рождественские образовательные чтения, тот видел тысячи горящих глаз учителей, педагогов, чиновников, которые отвечают за образование. Кто более знаком с этими педагогами и чиновниками, знает, что за каждым из них стоят десятки людей, которых они в свою очередь зажигают огнем здравого служения. Мы понимаем, что семена, которые нами и ими сеются, возрастают. Но результаты не видны масштабно и явно, потому что на первый план сегодня выставляются сомнительные герои телеэкранов или социальных сетей, которые собирают миллионные просмотры.
Таинство Крещения воспитанников детского дома, январь 2020 г.
– Президентом России Владимиром Путиным был подписан Федеральный закон № 304-ФЗ, он вступил в силу 1 сентября. Теперь важным компонентом образовательных программ всех учебных заведений должны стать рабочие программы воспитания школьников и студентов и календарные планы воспитательной работы. Может ли синодальный отдел религиозного образования и катехизации помочь сориентироваться при реализации нового закона? Директорам школ и ректорам вузов – отсылкой к примерам тех школ в России, которые занимались воспитанием учащихся, не дожидаясь закона; родителям – советом, как включиться в разработку программ школьного и вузовского воспитания детей?
– Такого рода указы и законы не появляются сами собой, на пустом месте. Это результат большой работы, которую совершали люди, водимые определенной волей. Уже несколько лет подряд в рамках Рождественских чтений проходят Парламентские встречи, на которых патриарх, лицом к лицу общаясь с законодателями, задает определенные векторы, дает наказы, что хорошо, а что неправильно, с позиции христианской совести. На его слова отзывается и депутатский корпус, то есть законодательный, и специалисты, трудящиеся как в Министерстве образования, так и в иных органах власти. В результате посылов патриарха создаются рабочие группы, которые формируют проекты законов, законодательных инициатив, указов. Они их оттачивают, делают, насколько возможно, жизненными.
Думаю, невозможно, чтобы по мановению указа сразу и во всех учебных заведениях страны системно занялись воспитанием учеников и студентов. Для этого в том числе должно произойти изменение сознания людей, важно научить педагогов воспитывать детей.
Людей, которые много говорили в течение долгих лет о необходимости воспитания в общеобразовательной и высшей школе, очень много. Тех, кто в то же время сохранил опыт воспитания, тоже немало. Последним приходилось до сих пор очень трудно, потому что, когда у человека есть опыт, а он не востребован, это разрушающе действует не только на систему образования, но и на самого человека. Наконец сегодня мы получили явный призыв вернуть воспитание в школы и вузы. И я надеюсь, что те люди, которые ждали этой возможности, приложат всю свою энергию для его реализации. В том числе и синодальный отдел религиозного образования и катехизации поделится примерами, методиками, раскроет и распространит положительный опыт. В рамках подготовки к Рождественским чтениям мы будем готовить материалы об этом и обязательно их представим.
– Одна из важных целей синодального отдела религиозного образования и катехизации – помощь педагогам общеобразовательных школ в преподавании предмета «Основы православной культуры» в рамках курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Какое потенциальное благо несет российскому обществу этот предмет? Какие достигнуты результаты за восемь лет с начала повсеместного преподавания этого курса в школах России? Какие возникают трудности в преподавании?
– На сегодняшний день предмет «Основы православной культуры» преподается в России в тысячах школ, это означает, что тысячи учителей ведут занятия, что уже свидетельствует о том, что предмет жизненный. Есть поговорка: к пустому колодцу не ходят. С каждым годом увеличивается и количество детей, которые изучают предмет, и качество преподавания улучшается благодаря новым методическим разработкам. Ищущие и талантливые педагоги постоянно находят новый подход к темам курса. Есть такой замечательный учительский конкурс «За нравственный подвиг учителя», благодаря ему мы узнаем ежегодно о новом опыте учителей ОПК, об их педагогических подвигах.
Есть и проблема. Это предмет новый, и большинство педагогов, которые его преподают, не получали по нему знаний в тех институтах и университетах, которые оканчивали. Также в России прекрасно развита федеральная система приобретения и повышения квалификации по самым различным предметам, а по предмету «Основы православной культуры» – нет. Поэтому учитель, который волею судеб поставлен преподавать этот предмет, вынужден совершать подвиг самообразования, порой – вместе со священниками или сотрудниками епархиальных отделов религиозного образования. Это, конечно, самодеятельность, но она жертвенная и очень жизненная. На такой подвиг самостоятельного изучения предмета способно не более десяти учителей из ста. Хорошо, что они есть, но плохо, что не сформирована государственная система обучения учителей. И синодальный отдел религиозного образования и катехизации призван повлиять на эту ситуацию. Цель подготовки педагогов по «Основам православной культуры» – чтобы в итоге освоения тем предмета дети не просто получали отвлеченные знания, но выносили нравственные уроки, приобретали под ногами твердый фундамент для дальнейшей жизни, дабы не соскользнуть в те опасности, которые окружают человека.
– В прошлом учебном году при вашем непосредственном участии был реализован совместный проект Екатеринбургской митрополии и Министерства образования и молодежной политики Свердловской области. В четырех вузах Екатеринбурга прошли профессиональную переподготовку по теологии 109 педагогов. По преимуществу знания, необходимые для преподавания ОПК и ОРКСЭ, получили учителя общеобразовательных школ и колледжей, а также 21 священник. Такое глобальное целенаправленное обучение педагогов состоялось впервые. С какой целью осуществлялся проект? В чем его плюсы? Возможно и нужно ли его повторить в масштабах всей страны?
– Я только что сказал, что современных педагогов не учили предмету и они некомфортно себя ощущают, когда им надо преподавать то, что они очень нетвердо знают.
И поэтому в Екатеринбургской митрополии родился проект профессиональной переподготовки педагогов по теологии. Его получилось осуществить благодаря инициативе митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла и поддержке со стороны губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева. А также – благодаря тому, что в Екатеринбурге в нескольких вузах имеются кафедры теологии и соответствующие педагогические и научные кадры.
Министерство образования Свердловской области блестяще выполнило задачу: организовало педагогов, провело в течение учебного года обучение. По инициативе митрополии за партами с педагогами ОПК оказались священники, которые работают в сфере педагогики. Священники и педагоги не только учились вместе, они имели возможность общаться между занятиями, вместе готовить дипломные работы. В результате между ними зародилась дружба и произошел обмен профессиональным опытом, методическим материалом. Каждый педагог вернулся в свой муниципалитет, уже зная, к каким пастырям как носителям православной культуры можно обратиться в дальнейшем за советом, не боясь столкнуться с равнодушием, апатией или некомпетентностью. Педагоги получили в лице своих сокурсников-священников серьезную поддержку и опору. В свою очередь, священники в рамках занятий по профпереподготовке смогли глубже познакомиться с системой современного школьного образования, что заметно облегчит их работу в будущем. Произошел взаимный профессиональный рост.
Я думаю, это очень хороший опыт, и постараюсь, насколько это возможно, инициировать подобный проект уже на уровне федерального Министерства образования, где трудятся абсолютно неравнодушные и интереснейшие люди. Я понимаю свою немощь, но в то же время имею и благословение Божие, которое выражено в воле Святейшего Патриарха. Надеюсь, что опыт Екатеринбургской митрополии в деле профессиональной переподготовки педагогов по «Основам православной культуры» найдет свое приложение в более широких масштабах. Тем более что в России сформировался достаточный потенциал для переподготовки, о чем свидетельствует наличие во многих вузах России кафедр теологии.
– Часто раздается вопрос: почему Православная Церковь так активно вмешивается в дела государства, ведь они законодательно отделены друг от друга? Но ведь Церковь состоит из граждан России, каждый православный человек – это плоть от плоти, кровь от крови своего земного Отечества. У каждого есть история семьи, прошлое рода, вписанное в историю страны, есть любовь к Родине, у большинства есть дети и внуки. Разве может быть безразлично православному человеку как гражданину настоящее и будущее России?
А как бы вы ответили на этот вопрос как архиерей Русской Православной Церкви и руководитель синодального отдела религиозного образования и катехизации?
– Во-первых, юридически отделение Церкви от государства толкуется порой настолько коряво, в таком отдалении от действительности, что поражаешься. Скажем просто: да, Церковь отделена от государства, но она не отделена от общества, и общество не отделено от Церкви.
Можно дальше иллюстрировать. Каждый из нас как человек состоит из души и тела и при этом – из множества органов. У каждого есть руки, ноги, голова, легкие, печенка, селезенка, все это тесно соединено между собой. Можно, конечно, сказать, что наши руки далеко отстоят от печени и напрямую с ней не связаны, их можно рассматривать как отдельные друг от друга элементы. Но если руки не будут работать и кормить человека, то печени нечего будет перерабатывать, и наступит ее смерть. А если печень не будет должным образом исполнять свою роль, то у рук не будет сил, чтобы работать и кормить весь организм. Или: если глаза не будут видеть, а уши – слышать, то ноги со временем не смогут ходить. Связь очевидна.
Дойдем и до логического завершения. Смерть человека наступает не в тот момент, когда перестает работать какой-то орган, а когда душа выходит из тела. Труп – это неодушевленное тело. И если мы говорим о Церкви, то это – душа народа. И она, насколько наши человеческие силы и возможности позволяют, продолжает одухотворять правдой, чистотой и любовью наше государство, общество. Если нарушить эту связь, наступит смерть государства. Думаю, что никто из тех, кто любит наше государство, пусть даже еще и не верит в Бога и не знает, что такое Церковь, все-таки не желает смерти страны. Эта аналогия между организмом, состоящим из различных членов, соединенных с душой, как и государство, состоящее из разных народов, культур, личностей, соединенных воедино в истории и спаянных с Церковью в историческом процессе, есть иллюстрация того, почему Церковь никогда не должна в прямом смысле отделиться от тела, от России.
С епископом Евгением (Кульбергом)
беседовала Мария Панишева
6 октября 2020 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий