Дорогие коллеги!
Приглашаем вас, а также приходских педагогов вашей епархии на бесплатный вебинар “Проектное творчество детей и молодежи средствами кино”, который состоится 15 октября в 20.00 (МСК) в рамках курса повышения квалификации “А давайте снимем кино” по следующей ссылке.
О том, как кинопедагогика помогает развивать приходскую работу можно, узнать на нашем сайте Наставник.онлайн или в приведенном ниже кратком обзоре.
---
с уважением,
сектор приходского просвещения
КИНОПЕДАГОГИКА В ПРИХОДЕ. КАК ЭТО РАБОТАЕТ?
В большинстве приходов Русской Православной Церкви вновь начались занятия с детьми. Некоторые педагоги используют новые методы взаимодействия с детьми, например, обучение проектному творчеству на основе метода кинопедагогики. По отзывам педагогов такой формат интересен для детей и помогает решать задачи педагогического сопровождения, в частности, способствует сохранению связи юных прихожан с Церковью.
Что такое кинопедагогика?
Термин “кинопедагогика” обозначает средство образования и воспитания детей посредством кино- и видеотворчества, основной составляющей которого является создание видео или анимационного продукта. В соработничестве с педагогом или старшими сверстниками дети создают сюжет и снимают свое произведение, а затем проводят обсуждение итоговых работ.
Инструментами для съемок могут выступать как профессиональная камера, так и обычный смартфон. То есть дети вовлечены в деятельность, где используются интересные и привычные им гаджеты.
А какое отношение имеет кинопедагогика к наставлению в вере?
Метод кинопедагогики позволяет ребенку под руководством педагога или со старшими сверстниками создавать видеоматериал или анимацию, в которых бы отражались христианские духовно-нравственные смыслы. Такой формат удобен для проведения приходских занятий, содержание и цели которых соответствует основному служению приходского педагога – наставлению в вере.
Другая функция использования нового формата в приходах – это поддержание интереса в условиях, когда часть детей (особенно подросткового возраста) прекращают не только посещать занятия, но и ходить в храм.
На какой возраст рассчитаны занятия?
Сейчас дети уже с младшего школьного возраста разбираются в гаджетах.
Занятия с использованием метода кинопедагогики в первую очередь будут интересны детям среднего и старшего школьного возраста (11–17 лет), так как это отвечает их желанию проявлять самостоятельность, заниматься чем-то новым и нетривиальным.
Дошкольники и младшие школьники в основном бывают задействованы как актеры. Кроме того, они с удовольствием делают антураж анимационных фильмов, рисуют и лепят персонажей.
А есть примеры такой работы в приходах?
Чтобы сохранить детей и разнообразить приходские занятия некоторые приходы дополняют свои программы занятиями в форме кинопедагогики: организуют совместные просмотры и обсуждение кинокартин, создают видеоролики, мультфильмы, полноценные работы, в которых отражено духовно-нравственное содержание.
Отдельные приходы Брянской, Калужской, Смоленской, Сочинской епархий на регулярной основе используют такой метод в рамках приходских занятий.
Почему дети любят кинопедагогику?
В ходе занятий дети вовлекаются в деятельность, где содержание сюжета близко им; используют интересные им инструменты – смартфоны и иные гаджеты, которые позволяют воспроизводить или генерировать христианские смыслы, в целом – конструктивно взаимодействовать и развиваться.
В таком случае времяпрепровождение “в телефоне” наполнено смыслом и создает у ребенка положительное впечатление сопричастности к созданию чего-то нового и важного.
Такие занятия не усиливают проблему зависимости детей от телефона?
Среди родителей и педагогов распространено опасение по поводу такой зависимости.
Здесь наиболее уместным может быть такое правило: не отобрать, а сделать полезным. И кинопедагогика – это положительный пример того, как может работать новая форма взаимодействия с детьми и взрослыми членами приходской общины. Ведь приходская община призвана быть значимым и интересным местом для общения – некоторой альтернативой для взрослых и детей, уже погруженных в свои смартфоны и гаджеты.
Сами занятия нельзя рассматривать как уход в виртуальную реальность. Скорее это общение между членами одной команды в рамках работы над единой задачей, где гаджету отведена вспомогательная роль.
Где найти информацию о методе кинопедагогики в приходской работе?
Синодальный отдел религиозного образования и катехизации еще в 2020 г. провел вебинар, посвященный общим вопросам по методу кинопедагогики и его применимости в приходской работе. Его полную версию можно посмотреть здесь.
Из него можно узнать, что такое кинопедагогика, каковы общие правила создания сценария, как приходской педагог может передавать ключевые смыслы в содержании фильма и др.
Как приходским педагогам можно подготовиться к занятиям?
Курсов, ориентированных именно на обучение приходских педагогов, не так много. Одним из них является курс повышения квалификации “А давайте снимем кино”, который проходит каждый месяц и реализуется при участии ведущих специалистов в области кинопедагогики и специалистов Синодального отдела религиозного образования и катехизации.
Цель курса – обучение приходских педагогов современным педагогическим практикам, чтобы ребенок под руководством педагога мог создать видеоматериал, в котором бы отражались христианские духовно-нравственные смыслы.
С учетом того, что учатся люди из разных регионов (и даже разных часовых поясов) занятия проходят в дистанционном формате с возможностью изучить все вебинары в записи.
До начала курса предусмотрена возможность поучаствовать в бесплатном вебинаре, задать ведущим свои вопросы по ссылке.
Что дают краткосрочные курсы?
Небольшие курсы дают возможность приходскому педагогу быстро адаптировать полученные навыки в рамках своего основного служения по наставлению в вере.
Для того чтобы обучение специалиста по методу кинопедагогики не затянулось на годы (как в случае получения высшего образования), приходским педагогам достаточно краткосрочных курсов повышении квалификации.
Программа рассчитана только на приходских педагогов. А как быть с родителями?
Родители являются обязательными участниками процесса наставления в вере своих детей. Важно понимать, что приходские занятия имеют объединяющее и в какой-то степени корректирующее значение, но все же лишь второстепенное по сравнению с воспитанием, которое осуществляется в семье, где ребенок проводит большую часть времени и видит образцы добродетельной (или нет) жизни.
В ряде приходов педагоги и священнослужители оказывают поддержку взрослым членам семьи ребенка, подсказывают, как лучше поговорить с ребенком о вере, учитывая его возраст; как подать пример, заинтересовать его, а не просто нагрузить информацией, которая не затрагивает переживаемых детьми эмоций и ситуаций. И, конечно же, здесь важную роль играют интересные форматы передачи опыта веры, которыми владеет родитель.
Для таких случаев уже на протяжении нескольких лет существует программа образовательных каникул, цель которой – предоставить детям и их родителям возможность соработничества, в процессе которого они осваивают методики репортажной и игровой съемки, сами составляют и воплощают сценарий, содержащий глубокие духовно-нравственные смыслы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий