пятница, 23 августа 2024 г.

Кинешемское служение священномученика архиепископа Августина (Беляева)

Материалы и вопросы к биографии прислал Виктор Константинович Котт (г. Москва).

Публикация с сайта Духовно-просветительского центра Кинешемской епархии от 11.02.2019 года https://zentrdux.blogspot.com/2019/02/blog-post_11.html


23 ноября 1937 г., был расстрелян архиепископ Августин (Беляев), по последней кафедре - Калужский. Он был прославлен на Юбилейном архиерейском соборе 2000 г. в лике новомучеников и исповедников Российских, первым в списке, представленном Иваново-Вознесенской епархией. В 2015 г. патриархом Московским и всея Руси Кириллом был утвержден список Собора святых Ивановской митрополии, в котором первым стоит имя священномученика Августина (Беляева), архиепископа Калужского. Список святых Собора Иваново-Вознесенской митрополии был утвержден согласно с определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 июля 2010 г. (журнал № 65): «В состав епархиального Собора святых включать подвижников, основным местом подвига, либо погребения которых является данная епархия». 

Сщмч. Августин родился, детство и юность, большую часть своей жизни, в т.ч. наибольшую часть своего священнослужения, провел в пределах нынешней Ивановской митрополии, ее Кинешемской епархии. (Он несколько раз арестовывался, переводился с места на место: в Средней Азии, в Сызрани и Калуге ему пришлось служить от года до трех лет, в Ивановско-Кинешемских пределах около шести, видимо с конца 1920 г., по конец 1926 г.). Однако и в Иванове, и в Кинешме священномученика Августина знают далеко не все даже церковные люди. Так, в статье об Иваново-Вознесенском викариатстве в «Православной энциклопедии», он не указан святым. Но жизнь и духовный облик этого святого новомученика очень важны для всех православных христиан.  В чем его значение? Прежде всего, сам пример святых, общение с ними, их помощь, неотъемлемы от существа церковной жизни.

Особенно нужно говорить о его значении для Иваново-Вознесенской митрополии и Кинешемской епархии. Еп. Августин стоял во главе Иваново-Вознесенской епархии, управляя ей по преимуществу из Кинешмы, самое тяжелое время, время небывалого раскола, инициированного и поддержанного государством, когда падали столпы.

Кроме того, обычно считается, что точная дата основания Иваново-Вознесенской епархии неизвестна, т.к. не известен акт об установлении епархии (самостоятельной, а не викариатства). Можно думать, что этой датой может считаться назначение на Иваново-Вознесенскую кафедру еп. Августина (хиротония была 21 сентября 1923 года). Так, епископ Иваново-Вознесенский Иерофей (Померанцев), уклонившийся в «обновленческий» раскол, был викарием Владимирской епархии, назначенный на его место еп. Кинешемский Василий (Преображенский), из-за ареста не вступивший в управление, был викарием Костромской епархии – но о еп. Августине, насколько известно из сохранившихся источников, нигде не говорится, как о викарии. Но и по сути событий бытие викарной, а не самостоятельной кафедры, не представляется возможным. 16 июня 1922 года в журнале "Живая церковь" появилось воззвание, в котором митрополит Владимирский и Суздальский Сергий (Страгородский), архиепископ Нижегородский и Арзамасский Евдоким (Мещерский) и архиепископ Костромской и Галичский Серафим (Мещеряков), т.е. все три соседних архиерея, признали каноничность «обновленческого» Высшего церковного управления (ВЦУ) и призвали верующих подчиниться ему, что послужило соблазном для многих членов Церкви. В этих епархиях только после освобождения из ареста патриарха Тихона летом 1923 года, когда некоторые архиереи, в т.ч. митр. Сергий, стали приносить покаяние, начался перелом в восстановлении канонического порядка управления. В материалах следственного дела архиеп. Севастиана (Вести), в то время управлявшего Костромской епархией (оставшимися верными патриарху Тихону приходами) имеются его показания на допросе от 17 августа 1923 года, в которых написано, что он ехал к патриарху Тихону с докладом о желании некоторых уездов (т.е. Кинешемского и соседних) остаться в Костромской епархии, а не в Ивановской, которой управлял епископ-«обновленец». Но патриарх решил иначе, и с хиротонии кинешемского протоиерея Александра Беляева началось самостоятельное существование Иваново-Вознесенской епархии.

Приложения

1. Вопросы для церковных историков и кинешемских краеведов. 
Где жили в Кинешме отец священномученика Августина, диакон, а затем священник Александр Андреевич Беляев и его семья? По его послужному списку собственного дома он не имел, жил в Кинешме. Где он служил в советское время?
Где погребены отец священномученика и его мать, Евдокия Ивановна?
Какова судьба их детей?
С какого времени и в каких храмах служил кинешемский священник, затем протоиерей Александр Александрович Беляев до архиерейской хиротонии, где он жил?

2. Сведения о службе отца священномученика Августина. Предоставлены Г.В. Брезгиной (Кострома), приношу ей благодарность.
По Христорождественской церкви села Каменники (4-й Юрьев. благоч. округ). По сост. на 1890 г. диакон Беляев Александр Андреевич. С 16.05.1901 г. диакон, перемещен в село Шалдежино (1-й Варнав. благоч. округ) - Костромские епархиальные ведомости № 11 от 01.06.1901г. С 11.01.1903 г. диакон Христорождественской церкви села Шалдежино уволен за штат - КЕВ № 6 от 15.03.1903 г. С 15.07.1903 г. заштатному диакону Христорождественской церкви села Шалдежино Беляеву Александру назначена пенсия - КЕВ № 15 от 01.08.1903 г. В 1909 г. заштатный диакон, числился при Христорождественской церкви села Каменники. С 10.03.1909 г. определен священником в село Введенское Ветлужского уезда (с. Тулумбаиха) - КЕВ № 6 от 15.03.1909 г. С 17.08.1911 г. перемещен в село Васильчинино (7-й Нерехт. благоч. округ) - КЕВ № 17 от 01.09.1911 г. С 04.06.1915 г. перемещен к Софийской церкви села Валуево (3-й Чухлом. благоч. округ) - КЕВ № 12 от 15.06.1915 г. С 13.07.1915 г. уволен за штат - КЕВ № 15 от 01.08.1915 г. - КЕВ № 15 от 01.08.1915 г. По сост. на 1916 г. заштатный священник села Васильчинино, награжден набедренником - КЕВ № 7 от 01.04.1916 г.

3. Из следственного дела епископа Августина (Беляева).
29.9.1923
За последнее время тихоновщина захлестывает все  больше и больше обновленческое движение, которое идет на убыль и остается лишь в некоторых церквях и то лишь благодаря некоторым стойким обновленцам. Обновленцы все больше и больше теряют свой авторитет в глазах приверженцев.
Данные по Беляеву Александру Александровичу.
16.12.19 – арестован и привлекался по делу № 106, обвинялся в контр-революционной деятельности Пензенского братства православных христиан.
26.5.20 – дело производством прекращено по постановлению ГЧК.
Беляев 1.5. освобожден по амнистии ГЧК.
22.4.22 – арестован и привлекался по делу № 2243, обвинялся в агитации против изъятия церковных ценностей и советской власти и  хранении литературы.
15.7.22 – по постановлению СОЧ ГОГПУ № 3494 освобожден.
13.9.22 – арестован и привлекался по делу № 2243, обвинялся в агитации против изъятия церковных ценностей, Советской власти, хранении литературы контр-революционного характера.
15.9.22 – освобожден согласно постановления № 3903.
15.2.24 – арестован.
8.8.24 – из под стражи освобожден.

Архив УФСБ РФ по Ивановской обл. Фонд архивных уголовных дел, снятых с оперативного учета, д. 4662-п, л.11, 20
По книге: Русская Православная Церковь в веке на Ивановской земле. Сборник документов и материалов / Автор-составитель А.А. Федотов. Иваново, 2010.


Комментариев нет:

Отправить комментарий