среда, 24 июля 2019 г.

Запись вебинара «Воскресные школы и проблемы приходского просвещения детей» на YouTube-канале Синодального отдела


24 июля председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий провёл вебинар «Воскресные школы и проблемы приходского просвещения детей». Модератором выступил руководитель сектора приходского просвещения иеромонах Геннадий (Войтишко).


Участие в онлайн-совещании приняли руководители и профильные сотрудники епархиальных отделов религиозного образования, катехизаторы, приходские консультанты, директора и преподаватели воскресных школ, настоятели храмов.


Приветствуя участников митрополит Меркурий сказал, что «сегодня речь пойдёт не столько о детях в воскресной школе, сколько – о детях на наших приходах, детях, за которых несут ответственность не только педагоги воскресных школ, но все взрослые прихожане храма – от настоятеля до бабушки-свечницы».


За последний год сотрудники Отдела провели несколько десятков встреч и учебных семинаров в регионах, в ходе которых оказалось, что у педагогов и духовенства достаточно размытое и обрывочное представление об образе современного подростка. В результате экспертной работы был сформулирован его комплексный портрет.

«Образ подростка сильно изменился за последние два десятилетия. Поколение 2000-х рождается и живет в напряженном информационном поле, в котором благодаря Интернету легко получить поверхностное знание (достаточно сказать «Hi, Siri» или «Привет, Алиса» и отправить поисковый запрос в «Гугл» или «Яндекс»). Это формирует особое отношение к информации – чаще всего потребительское, незаинтересованное. Поэтому мы часто встречаем уставших, скучающих, равнодушных к жизни подростков. Они привыкли к многозадачности, что влечет за собой рассеянность, неумение концентрироваться. Они не признают авторитетов, а реальные отношения стремятся заменить виртуальными. Кроме того, у нас много физически больных детей, с расстройствами или нарушениями психического развития», — отметил владыка-митрополит.

Председатель Синодального отдела подчеркнул, что сегодняшние дети не нуждаются в теоретических знаниях, оторванных от их реальных потребностей. Они принимают лишь те знания и умения, которые необходимы им сейчас для их внутреннего развития.

Митрополит Меркурий рассказал участникам вебинара о целостном подходе к пониманию приходского попечения о детях, который предполагает внимание ко всем аспектам присутствия детей на приходах. Эти аспекты описаны в документе «Дорожная карта первоочередных мер по формированию и развитию благоприятных условий для духовного просвещения детей в приходских общинах Русской Православной Церкви» (принятого ВЦС в мае 2018 года и утвержденного на последующем после него заседании Священного Синода).

В дорожной карте зафиксированы 5 основных блоков системного подхода к работе с детьми, которые предполагает создание максимально благоприятных условий для духовного просвещения детей.

Архипастырь особо подчеркнул, что пребывание детей в Церкви не ограничивается только учебной или досуговой деятельностью, но проявляется комплексно:

«Без внимания к духовной жизни детей, эффективным формам наставления их в вере,  их семьям, межличностному взаимодействию с другими членами прихода, духовенством, педагогами, инфраструктуре прихода и эмоциональной среде, в которой присутствуют дети, – невозможно качественно выстроить систему приходского попечения о детях. Ее результатом должна стать благорасположенная к детям приходская среда.

В данный момент мы заканчиваем работу над дополнением к дорожной карте, в котором основные блоки концепции детализируются и наполняются содержанием, а также описываются основные существующие острые проблемы на приходах в контексте попечения о детях и рекомендации по их решению.  Дополнение адресовано педагогам, священникам, родителям – всем, кто имеет отношение к приходскому попечению о детях».

Митрополит Меркурий озвучил ряд существующих проблем, связанных с попечением детей на приходах. Среди них: пастырская отстраненность от попечения о детях; комплекс психолого-педагогических ошибок со стороны взрослых (духовенство, члены семьи, педагоги); невовлечённость семьи в приходское попечение о детях; несоответствие реального образа жизни взрослых тому, о чем они говорят детям; зацикленность на обучении вероучению при игнорировании других граней присутствия детей в Церкви.

Во второй части вебинара председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации ответил на вопросы педагогов.

Трансляция вебинара велась на официальном YouTube-канале Синодального отдела и в Instagram, где её посмотрели более пятисот человек.


Воскресные школы и проблемы приходского просвещения детей

Комментариев нет:

Отправить комментарий