29 апреля 2022 года в городе Кинешма Ивановской области на базе Центральной библиотеки им. В.А. Пазухина состоялось заседание XVII Межрегиональная краеведческая конференция «Историко-культурный и природный потенциал Кинешемского края. Развитие регионального туризма», в работе которой принял участие руководитель Отдела религиозного образования и катехизации священноинок Александр (Завьялов) представив доклад «История одной иконы» посвященный написанной в 2020 году иконе с изображением преподобного Макария Унженского на фоне Решмы-Нагорного, хранящейся в Свято-Никольском храме Макариев-Решемского женского монастыря.
Этот же самый доклад был представлен он-лайн 27 апреля 2022 года в работе Межрегионального круглого стола проводимого в Астраханской государственной картинной галерее имени П.М. Догадина и Дом-музей Б.М. Кустодиева, посвященный 20-летию со дня открытия филиала Астраханской картинной галереи «Дом-музей Б.М. Кустодиева»: «Личность в провинции. История. Религия. Искусство».
«Радуйся, яко обители, тобою созданныя,
молитвами твоими, аки покровом, покрываются;
радуйся, стране сей и Отечеству нашему украшение»
(Акафист прп.Макарию Унженскому)
Религиозное искусство отражает духовный мир эпохи, тем самым помогая в проповеди Слова Божия. Образы святых, кто свою жизнь посвятил Христу, остались в памяти, застыв в словах, красках, металле и камне на многие века. Через главные события истории, записанные в житиях и запечатленные на иконах, до нас дошли сведения, доступные для понимания всех слоев общества.
Изучение русской святости на примере жизни преподобного Макария Унженского, Желтоводского и Решемского чудотворца для истории России имеет особое значение. Преподобный Макарий был одним из духовных преемников преподобного Сергия Радонежского – покровителя воинских сил, строителей и зодчих, собирателя земли Русской.
Родился Макарий в Нижнем Новгороде, в 1349 году. В юном возрасте он принял иноческий постриг в Нижегородской Печерской обители. При жизни преподобный Макарий с молитвой за землю русскую обошел Поволжье и север Руси, основав несколько монастырей, в числе которых и обитель в Решемской слободе. Преставился ко Господу глубоким старцем в 1444 году, прожив 95 лет.
Чудеса же по молитвам к преподобному Макарию начали совершаться сразу после его кончины. Обращающиеся к нему за помощью получали в боях победу, защиту от нападения, спасение в отчаянии и пленении, исцеление от болезней.
В начале XVII века Россия вступила в эпоху глубокого кризиса, вошедшего в историю как Смутное время – время иноземного нашествия и внутренних междоусобиц. Особенно много и жестоко пострадали от разбойничьих набегов польско-литовских захватчиков города и села Поволжья.
И Кинешма, и Решма не захотели подчиниться врагам и были разорены, сожжены почти дотла. В плачевном состоянии находился в это время и монастырь в Решме. Накануне последнего решающего сражения жители Решмы дали обет Богу: в случае победы – возобновить в Решме монастырь во имя преподобного Макария Унженского. В кровопролитном сражении близ Решмы в 1609 году соединились Русь земная и Русь небесная. По свидетельству многочисленных очевидцев, на помощь русским воинам зримым образом пришел сам преподобный Макарий.
В дни героической борьбы наших земляков за свою свободу и независимость имя преподобного Макария стало знаменем и символом сопротивления захватчикам. И победа пришла! Враг был изгнан с большими потерями. Избавление от хорошо обученных воинскому искусству и вооруженных до зубов врагов местные жители считали чудом и видели в этом помощь преподобного Макария, которого они не переставали просить о помощи.
В 1619 году, через 175 лет со дня преставления, преподобный Макарий Желтоводский и Унженский был канонизирован и прославлен в лике святых угодников Божиих. С этого времени в России стали строиться и освящаться многие храмы в честь преподобного. Иконописцами были написаны многочисленные иконы с клеймами из жизни и чудесами Макария Желтоводского и Унженского.
При изучении художественного наследия дореволюционной России были обнаружены всего два типа икон с изображенным Решемским монастырем и преподобным Макарием Унженским чудотворцем. Они были написаны иконописцами для паломников, посещавших Макарьевскую Пустынь в Решме на Волге. Их отличает простой, посредственный стиль маленького формата. На тонких досочках с фоном архитектурного ансамбля Макариев-Решемского монастыря, сложившегося к концу XIX века, предстает в полный рост преподобный Макарий Унженский.
Печатные изображения Решемского монастыря послужили в качестве материала для написания пейзажей однотипных икон. Исходя из этого, можно предположить, что в обители на Волге была своя иконописная мастерская.
Впитывая древние традиции, современная иконопись XXI века переживает сейчас период активного возрождения.
Новым примером художественного осмысления личности преподобного Макария, его подвига и места служения, может служить написанная в 2020 году кинешемскими иконописцами, семейной четой Рогачевых Верой и Валерием, икона «Преподобный Макарий Унженский в молитвенном предстательстве за землю Решемскую».
Почитатели преподобного Макария пожелали изобразить его на фоне всех известных храмов слободы Решмы и села Нагорного, они же взяли на себя все расходы по оплате труда иконописцев. Зная мое художественное образование в сфере реставрации икон, они обратились ко мне с просьбой стать консультантом и духовным наставником для иконописцев.
На первой встрече с художниками-иконописцами был представлен эскиз нового образа преподобного Макария Унженского. Озвучен идейный смысл всего изображения, сочетающего в себе образ святого, который предстательствует в молитве Богу за нынешнюю Решму – населенный пункт, расположенный в Кинешемском районе Ивановской области.
Понимая, что работа по созданию нового образа преподобного со многими узнаваемыми местными архитектурными памятниками Решмы-Нагорного предстоит тяжелая, иконописцами был предложен более простой вариант, за основу которого предполагалось взять уже известный по многим иконам с преподобным Макарием ансамбль Желтоводского монастыря (репродукции этих икон широко распространены в открытом доступе интернета), и на его фоне написать в полный рост фигуру святого. В конце концов, от этого предложения отказались, так как смысл заключался в другом. Этот образ должен был стать для всех зрительным напоминанием того, что преподобный Макарий с древних времен и до сей поры молится за землю Решемскую, а изображенные на нем разрушенные ныне храмы Решмы-Нагорного служат немым укором потерь в годы лихолетья ХХ века.
Помолившись и получив благословение, художники-иконописцы приступили к изучению истории Решмы-Нагорного, а через это - к написанию иконы. Было удивительно слышать от них, что для вдохновения местным пейзажем и колоритом они специально приезжали в Решму.
Советский период богоборческой власти ураганом пронесся по Решме и Нагорному. Был полностью стерт с лица земли древний Решемский монастырь, основанный, по преданию, преподобным Макарием Унженским в XIV веке, со всеми его храмовыми постройками, включая ограду и башни. Позже на этом месте выстроили новую двухэтажную общеобразовательную школу. Не обошел стороной каток безбожия и некрополь со всеми старинными захоронениями.
Комплекс Решемских храмов XVIII века Христорождественского прихода был полностью уничтожен, а сама слобода Решма погрузилась на дно реки Волги при сооружении Горьковского водохранилища.
Село Нагорное также потерялось в истории, хотя и не было разрушено. Постановлением советской власти было принято решение сохранить для потомков более известное исторически наименование населенного пункта, и поэтому село Нагорное стало именоваться Решмой. Можно назвать чудом и то, что два храма Нагорненского Воскресенского прихода смогли уцелеть в вихре прошедших событий. Именно эти руины и стали основой для возрождения на новом месте Макариев-Решемского монастыря.
Божией милостью художники-иконописцы справились с поставленной перед ними задачей и сумели написать образ, которого в подобном расширенном формате никогда в Решме не было, тем самым продолжив традицию дореволюционных икон с преподобным Макарием Унженским, изображенным на фоне архитектурного ансамбля Решемского монастыря. Они умело соединили индивидуальность стиля, высокое техническое мастерство и традиционный символический язык древней религиозной живописи.
20 июля 2020 года настоятельница Решемской обители на Волге игумения Феофания (Губайдулина) с сестрами монастыря торжественно, с пением тропаря и кондака святого, под колокольный звон встречали новописанный, необычайно красивый образ преподобного Макария Унженского чудотворца. Вместе с ними молились и немногочисленные паломники, узнавшие об удивительном событии – прибытии новой большой иконы с небесным покровителем Решмы.
После торжественного чина освящения нового образа духовником обители иереем Владимиром Смирновым была сказана назидательная проповедь, а по ее окончании все смогли приложиться к чудесной иконе преподобного. Матушка-игуменья обратилась ко всем присутствующим с умилительным словом, рассказав о преподобном Макарии Унженском, о его чудесах и удивительной помощи святого. С особой проникновенностью она поведала о храмах, изображенных на иконе, а также и о других символах, которые, если внимательно присмотреться, можно обнаружить на ней.
О событии прихода в Решемскую обитель на Волге новой иконы преподобного Макария Унженского в 2020 году трудами волонтеров был снят и смонтирован шестиминутный видеоролик «Новая святыня Решемской обители. 2020 г.»: https://youtu.be/cmpnfPGcwNo
«Новая святыня Решемской обители. 2020 г.»
Весь образ невозможно смотреть по отдельности, разложив на детали. Все здесь взаимосвязано и поэтому порой, рассказывая об одном моменте, обязательно необходимо упомянуть и о другом. Рассмотрим некоторые из них.
Первое, что обращает на себя внимание, это изображенная по центру ростовая фигура преподобного Макария Унженского на фоне удивительного Волжского пейзажа с голубым небом и темными тучами ближе к линии горизонта, вызывающего особенное чувство правдоподобности. Оно поддерживается также эмоциональными впечатлениями и рассказами очевидцев, наблюдавших не однажды, как после дождя над Никольским храмом в Решме всякий раз появляется радуга – как символ милости Божией, спокойствия и умиротворения.
Святой представлен в полный рост, в схимническом облачении. Поверх длинного подрясника и рясы, с наглухо застегнутым воротом, доходящим до пят, подпоясанным кожаным поясом, одета мантия, представляющая собой длинную, до земли, накидку без рукавов, застегивающуюся только на вороте, символизирующую собой сугубую отрешенность монахов от мира. На голове преподобного надет куколь. Спереди по форме напоминающий епитрахиль священника, но не разделенный на две части, расположен аналав с изображениями Страстей Христовых – Креста Господня с копием и тростию на Голгофе.
Вся фигура преподобного имеет отблески золотого цвета, являющиеся символом славы Христа Спасителя, познания света Истины Божией.
Вокруг головы изображен нимб, имеющий в себе удивительный орнамент, напоминающий венок из полевых цветов.
Луна расположена на той стороне, где был старый, древний монастырь. Этот день уже прошел. Страница истории древнего Макариев-Решемского монастыря перевернута, но не забыта. В памяти сохраняются предания об основании преподобным обители, и поэтому в левой руке, как символ силы и власти, святой держит посох, а на запястье расположены четки для умного делания – непрестанного чтения Иисусовой молитвы. Четки (или, по-другому, лестовка) символизируют двойственную природу Господа нашего Иисуса Христа – Божественную и человеческую. Бабочка на посохе святого является символом воскресения души и вечной жизни.
Под образом трех монахинь, изображенных вблизи ворот древнего Макариев-Решемского женского монастыря, мы видим насельниц обители. В центре с наперсным крестом и посохом в левой руке изображена последняя настоятельница монастыря игумения Досифея (Ипатова) (1851-1934). Справа от нее (от зрителя слева) стоит монахиня с ключом в руке – это преподобная Анимаиса (Смертина) Острецовская (1875-1963). Ключ, который она держит в руке, напоминает о ее подвиге сохранения храма в с. Острецово от поругания и разрушения в богоборческий период советской власти. С другой стороны, с граблями в руках, стоит преподобномученица Анна (Корнеева) (1880-1938). Будучи послушницей монастыря, Анна несла послушание на огороде.
Солнце освещает новый день и все храмы Решмы-Нагорного. Правая рука преподобного Макария замерла в благословляющем жесте, и если присмотреться, то можно заметить одну важную деталь: святой словно благословляет возрожденный из небытия новый Решемский монастырь, основой которому послужили два сохранившихся храма бывшего села Нагорного. Ввиду отсутствия у обители колокольни, к Никольскому храму в наше время была пристроена новая звонница, занявшая почетное место на гербе Решемского сельского поселения Кинешемского района Ивановской области.
На новописанной иконе преподобного Макария языком стилизации иконописцы практически повторили один в один знаменитый пейзаж архитектурного ансамбля Решмы-Нагорного с его храмами и двумя шатровыми колокольнями, которые изображены на полотнах великих русских художников Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927) и Вячеслава Павловича Бычкова (1877-1954).
Испокон веков перезвон двух соседних шатровых колоколен созывал верующих на богослужение в храмы, именующиеся Домом Божиим. Цветы и деревья напоминают о райских кущах, как символе продолжения жизни в вечности.
Деревянный столб в левом нижнем углу иконы обозначает Рождественскую мужскую Пустынь на реке Нодога, близ которой, на кладезе, было чудесное явление иконы Божией Матери «Казанская». В XVIII веке Нодоговская Пустынь была упразднена и приписана к Макариев-Решемскому монастырю. Чудотворная, явленная икона Царицы Небесной была перенесена в Решемскую обитель и поставлена в главном храме. Именно с тех пор в Решме стал почитаться этот образ. Он же изображен на литографии 1869 г. «Вид Макарьевской Решемской пустыни с северной стороны». Впоследствии, в Пустыни на Нодоге был образован женский скит в честь иконы Божией Матери «Казанская». По благословению епископа Кинешемского и Палехского Илариона (Кайгородцева) в 2018 году туда был совершен паломнический поход, где на месте разрушенных храмов был установлен памятный поклонный крест.
Величественно несущая свои воды река Волга - символ быстротекущего времени и символ Крещения. Корабль символизирует Церковь, которая ведет верующего безопасным путем через штормовые волны моря жизни. На пристани читается «Решма», а на колесе парохода имеется надпись «Нагорное» – это отсылки к названиям населенных пунктов.
Деревянный столб в левом нижнем углу иконы обозначает Рождественскую мужскую Пустынь на реке Нодога, близ которой, на кладезе, было чудесное явление иконы Божией Матери «Казанская». В XVIII веке Нодоговская Пустынь была упразднена и приписана к Макариев-Решемскому монастырю. Чудотворная, явленная икона Царицы Небесной была перенесена в Решемскую обитель и поставлена в главном храме. Именно с тех пор в Решме стал почитаться этот образ. Он же изображен на литографии 1869 г. «Вид Макарьевской Решемской пустыни с северной стороны». Впоследствии, в Пустыни на Нодоге был образован женский скит в честь иконы Божией Матери «Казанская». По благословению епископа Кинешемского и Палехского Илариона (Кайгородцева) в 2018 году туда был совершен паломнический поход, где на месте разрушенных храмов был установлен памятный поклонный крест.
Лось, стоящий позади преподобного Макария, напоминает о чуде из жития святого. Лося обычно изображают возле родников. Это символ души, которая жаждет Бога. Заяц, часто фигурирующий в христианской иконографии, символизирует человека, уповающего лишь на Бога. Заяц (кролик), как животное беззащитное, является символом человека, который возлагает надежду на свое спасение во Христе. Воплощением Святого Духа, а также символом предусмотрительности и бдительности, выступает на иконе летящий гусь.
Святые отцы говорят, что рукой иконописца незримо водит ангел Божий, т.е. направляет - что и как изобразить. Многим открылся еще один духовный смысл изображения радуги на иконе, о котором раньше никто не знал.
Подтверждением этих слов может служить событие, которое произошло в следующем году после освящения иконы. В июне месяце 2021 года вблизи руинированного храма Воскресения Христова бывшего села Нагорного, а ныне нового Макариев-Решемского женского монастыря, была восстановлена могила и установлен поклонный крест на месте захоронения местночтимого святого Ивановской области праведного иерея Николая Павловича Горского, прославленного в святцах Русской Православной Церкви в 2003 году. Его изображение можно увидеть на иконе «Собор Иваново-Вознесенских святых», написанной в 2011 году по благословению епископа, а ныне митрополита Иваново-Вознесенского и Вичугского Иосифа (Македонова).
Если взглянуть на икону преподобного Макария Унженского и мысленно продолжить радугу, идущую над Свято-Никольским храмом к земле, то мы попадем как раз в то самое место, где, как оказалось, был погребен в 1920 году праведник Божий. Как сноп света, являемый над чудотворными иконами, означает чудо, так и радуга, изображенная иконописцами по указанию Свыше, дает нам знак особого Промысла Божия в написанной иконе «Преподобный Макарий Унженский в молитвенном предстательстве за землю Решемскую» о святом праведном иерее Николае Павловиче Горском (1864-1920).
В настоящее время по благословению правящего архиерея Кинешемской епархии епископа Илариона (Кайгородцева) трудами сотрудников Отдела религиозного образования и катехизации: священноинока Александра (Завьялова), Уткиной Натальи Сергеевны (г.Иваново), а также благодаря прямым потомкам праведного иерея Николая Нагорненского: Ботниковой Алле Борисовне (г.Воронеж), Митачкиной Елене Юрьевне (с.Решма), Мазневой Ирине Леонидовне (г.Москва), Галине Борисовне Чиманковой (Московская область, г.Протвино), Ирине Борисовне Горской (г.Москва) и другим собирается материал и пишется книга о священническом роде Горских.
Есть мнение, что многочисленные художественные детали отвлекают от молитвенного настроя. Однако VII Вселенский собор утверждает: «Иконы необходимы для того, чтобы те, которые не знают Писания, на стенах могли читать то, что они не могут прочитать в книгах». Это выражение актуально и в настоящее время. Сложность чтения богословских текстов часто пугает. Красота Божественного мира, выраженная языком художественных образов, доступна и понятна каждому.
Новонаписанная икона «Преподобный Макарий Унженский в молитвенном предстательстве за землю Решемскую» стала визитной карточкой Макариев-Решемского женского монастыря. Сестры обители, прикладываясь к мощам преподобного и взирая на его святой лик с цветочным нимбом на голове, испрашивают благословения у старца на день грядущий.
С появлением в обители этого удивительного образа стало очень удобно проводить экскурсии для гостей села и паломников, рассказывая не только о житии преподобного Макария Унженского, но и об истории слободы Решмы и села Нагорного.
Возможно, в ком-то эта встреча пробудит живой интерес к изучению истории своей малой Родины и приведет к вере в Бога.
Преподобне отче наш Макарие, моли Бога о нас!
Источники:
1. Сайт «Житие преподобного Макария Унженского, Желтоводского»
2. Сайт «Символы веры христианства» https://prayerssaints.ru/index.php?id=simvoli
3. Сайт «Православие.ru» http://www.pravoslavie.ru/71351.html
4. Сайт «Краткая энциклопедия символов»
5. Сайт «Символизм лестовки»
6. Сайт «ГОСКАТАЛОГ.РФ». Икона «Преподобный Макарий Унженский». XIX в. Местонахождение: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник»: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=19774788
7. Сайт «ГОСКАТАЛОГ.РФ». Икона «Макарий Унженский». XIX в. Местонахождение: Государственное бюджетное учреждение культуры Ленинградской области «Выборгский объединенный музей-заповедник»:
8. Сайт «ГОСКАТАЛОГ.РФ». Икона «Макарий Унженский». Конец XIX в. Местонахождение: Областное государственное бюджетное учреждение культуры «Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник»:
9. Сайт «Азбука веры». Публикация В.В. Лепахин «Функции иконы. Икона и образ»: https://azbyka.ru/funkcii-ikony-ikona-i-obraz
10. Сайт «Альманах рукописей: от публицистики до версэ. Сетевое издание Эссе-клуба ОМ». Публикация В.П.Ватаман «Приключение «Судиславля»:
11. Сайт «ГОСКАТАЛОГ.РФ». Художник Кустодиев Борис Михайлович. Картина «Сумерки в Судиславле». Местонахождение: Областное государственное бюджетное учреждение культуры «Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник»: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=4399397
12. Сайт «ГОСКАТАЛОГ.РФ». Художник Бычков Вячеслав Павлович. Этюд «Вечер. Решма». Местонахождение: Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Нижнетагильский музей изобразительных искусств»: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=6766073
13. Официальный сайт Макариев-Решемского женского монастыря. Публикация «Икона Макария»: http://reshma-m.blogspot.com/p/blog-page_14.html
14. Официальный сайт Макариев-Решемского женского монастыря. Публикация «Сохранить нельзя потерять!» http://reshma-m.blogspot.com/2020/10/blog-post_17.html
15. Официальный сайт Комиссии по канонизации святых Иваново-Вознесенской епархии. Публикация «Икона Собора Иваново-Вознесенских святых»:
16. Официальный сайт Решемского сельского поселения. Публикация «Геральдическое описание и обоснование символики Решемского сельского поселения»:
17. Официальный сайт Макариев-Решемского женского монастыря. Публикация «Праведный иерей Николай Горский»: http://reshma-m.blogspot.com/2011/10/blog-post_2495.html
© При копировании ссылка на автора обязательна!
Поздравление для Астрахани. 2022 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий