(18/31.01.1880-†16.12.1937)
Автор-составитель: церковный краевед Наталья Сергеевна Уткина (г. Иваново).
Редактор, художественное оформление: священноинок Александр (Завьялов), руководитель отдела религиозного образования и катехизации Кинешемской епархии.
Другие публикации по теме: https://epotreligob.blogspot.com/p/blog-page_47.html
Будущий священник Анатолий Доримедонтович Никольский родился 18/31 января 1880 года в семье диакона Богородицкого храма села Борщевка Нерехтского уезда Костромской губернии (сейчас село Стрелка, Вичугский район Ивановской области) Доримедонта Никаноровича Никольского (1854-†24.04.1911) и его супруги Синклитикии Ивановны (1853-†после 1918).
В выписке из метрической книги Костромской епархии Нерехтского уезда Богородицкого храма села Борщевка есть запись о его крещении 26 января 1880 года с наречением имени в честь мученика Анатолия Никейского. Таинство крещения совершил священник Павел Николаевич Нифонтов (1887-†1917) с пономарем Алексием Николаевичем Алякритским (1848-†25.05.1896).
Восприемниками на крещении были крестьянин Василий Иванович Королев из села Новинского Кинешемского уезда и Александра Ивановна Ягодкина, жена крестьянина из деревни Юрьево. Кто же эти люди, которые стали поручителями в Таинстве Крещения младенца Анатолия? Кто молился о нем, наставлял его в правилах христианской жизни? Крестным папой Анатолия стал церковный староста Богородицкого храма села Борщевка Василий Иванович Королев (1845-†после 1917). Это был очень уважаемый крестьянин. В 1907 году за безвозмездный и бессменный 10-летний труд на благо Богородицкого храма он был награжден золотой медалью на Андреевской ленте для ношения на груди. В 1912 году за изыскание средств на позолоту иконостаса и за ревностное служение награжден медалью на Владимирской ленте для ношения на шее. Крестной мамой младенца Анатолия стала его тетя Александра Ивановна Ягодкина, родная сестра Синклитикии Ивановны Никольской.
Иерей Анатолий Доримедонтович Никольский был родом из духовного сословия. Его папа был диаконом, а дедушка Никанор Михайлович Никольский (1810-†?) служил с 1840 года диаконом в Архангельском храме города Костромы. Бабушка Александра Егоровна (1814-†?) занималась воспитанием детей.
Священник Михаил Иванович (1775-†1813), приходившийся прадедушкой иерею Анатолию Доримедонтовичу, служил в Николаевском храме села Никольское, что на Стрельне (сейчас село Никольское, Некрасовский район, Ярославская область).
В ревизской сказке за 1815 год Николаевского храма села Никольского, что на Стрельне, священник Михаил Иванович и его супруга Екатерина Сергеевна (1777-†?) записаны без фамилии. Видимо, в семинарии их детям дали фамилию Никольский по названию храма и села, в котором служил родитель, как это часто бывало.
Самый древний предок иерея Анатолия Доримедонтовича, его пра-прадедушка диакон Иоанн Михайлович (около 1751-†?), служил в деревянном Ильинском храме села Здемирово Костромского уезда Костромской губернии (сейчас село Здемирово, Красносельский район, Костромская область). Каменный храм в честь святого пророка Илии был построен в 1829 году на средства московского купца Ивана Емельянова. Во время его строительства под алтарём была найдена каменная плита, которая гласила, что на этом месте заключён мир с врагами. Именно поэтому село, в котором находится храм, носит название Здемирово, что значит «здесь мир».
Храм сохранился до настоящего времени, прекрасно отреставрирован, в нем идут богослужения. Именно отсюда, с волжских берегов, берет свои истоки большой род Никольских.
Ильинский храм села Здемирово Красносельского района Костромской области. Фото с официального сайта храма святого пророка Илии в селе Здемирово ВКонтакте https://vk.com/zdemirovo
Рассмотрим Послужной список диакона Доримедонта Никаноровича Никольского, папы иерея Анатолия. После увольнения из 2 класса Нижегородской духовной семинарии, с 1873 года по 1877 год он был учителем в Алексеевском и Каликинском начальных училищах Чухломского уезда, затем в Шудском училище Варнавинского уезда.
Доримедонт Никанорович вступил в брак с Синклитикией Ивановной, дочерью дьячка села Борщевки Иоанна Ивановича Бенедиктова (1831-†?) и его супруги Любови Дмитриевны (?-†?). Синклитикия Ивановна получила домашнее образование, читать и писать была обучена.
В 1877 году епископом Кинешемским Геннадием (Левицким) (25.05.1818-†10.02.1893) Доримедонт Никанорович был рукоположен в сан диакона с назначением на вакантную должность псаломщика к Богородицкому храму села Борщевка.
Богородицкий храм села Борщевка Нерехтского уезда Костромской губернии.
Фото с сайта «Вичугский район» https://disk.yandex.ru/a/S2TyY4h73WAf5t
В 1894 году о. Доримедонта наказали за нетрезвую жизнь. Это стало для него суровым уроком на всю жизнь. Видимо, он исправился, и это обстоятельство не послужило препятствием к его награждению в 1903 году серебряной медалью «В память царствования императора Александра III».
Спустя 31 год служения, псаломщик в сане диакона Доримедонт был уволен за штат 13 июня 1908 года, а через 3 месяца определен на вакансию диакона к Воскресенскому храму села Игодово Галичского уезда Костромской губернии (сейчас село Игодово, Островский район, Костромская область). Здесь диакон Доримедонт прослужил еще три года, где и умер 24 апреля 1911 года. Сиротствующая вдова Синклитикия Никольская после смерти мужа жила в собственном доме на церковной земле в селе Борщевка.
По наследству в семье Никольских передается старинная икона «Господь Вседержитель», которая долгое время находилась в том доме села Борщевка.
Икона «Господь Вседержитель» семьи Никольских из дома в селе Борщевка. Хранилась у родной сестры иерея Анатолия Никольского Любови. Фото из архива внучки о. Анатолия Тамары Ивановны Быстровой.
В Клировых ведомостях за 1918 год указано, что Синклитикии Ивановне Никольской 65 лет. Более поздних клировых ведомостей не сохранилось, поэтому точную дату смерти матушки Синклитикии установить не удалось.
В семье диакона Доримедонта Никаноровича и Синклитикии Ивановны Никольских родилось шестеро детей: три мальчика и три девочки.
Старшая дочь Вера (06.08.1878-†1969) вышла замуж за мещанина города Нерехты Павла Васильевича Синицына (1876-†?).
Старший сын Анатолий (18.01.1880-†16.12.1937) стал священником, именно о нем пойдет наш дальнейший рассказ.
Дочь Мария (09.02.1881-†?) была в замужестве за псаломщиком Богородицкого храма села Борщевки Богдановым. Имя его установить не удалось.
Сын Николай (1882-†20.05.1909) обучался в Кинешемском духовном училище, потом окончил 3 класса Костромской духовной семинарии, служил псаломщиком.
Сын Александр (22.08.1886-†?) обучался в Кинешемском духовном училище, затем окончил полный курс Костромской духовной семинарии. После выхода из семинарии в 1904 году стал народным учителем Таврической епархии. Проработав 5 лет учителем, он был определен на должность псаломщика Богородицкого храма в родное село Борщевка 12 октября 1910 года. В 1912 году был холост.
Младшая дочь Любовь (24.08.1889-†?) училась в школе, замуж не выходила, проживала с родителями.
Вернемся к биографии священника Анатолия Доримедонтовича Никольского. По окончании Кинешемского духовного училища он поступил в августе 1895 года в первый класс Костромской духовной семинарии.
Любимыми предметами будущего пастыря были гомилетика и литургика, по этим предметам ему была выставлена оценка «очень хорошо». Студент Анатолий понимал, что это очень важные для него предметы и уделял им большое внимание. Литургика как наука о христианском богослужении в рамках церковного устава является краеугольным камнем служения священника. Гомилетика – учение о церковной проповеди, тесно связано с пастырским служением. В число обязанностей, которые получает пастырь при вступлении в должность, входит наставление своих прихожан в вероучительных истинах.
Отличное знание истории Русской Церкви и Русской гражданской истории давало будущему священнику Анатолию основу правильного восприятия церковной жизни прихода.
Свидетельство об окончании Костромской духовной семинарии священника Анатолия Доримедонтовича Никольского.
Фото из архива внучки о. Анатолия Тамары Ивановны Быстровой.
В различных документах и в метрических книгах встречается звание Почетный гражданин. Иногда так записывали человека духовного звания, если он окончил духовное учебное заведение и еще не устроен на службу. Такое звание было у Анатолия Доримедонтовича Никольского. На 5 курсе Потомственный Почетный Гражданин Анатолий Доримедонтович Никольский получил Свидетельство о приписке к призывному участку № 184, выданное Нерехтским уездным Присутствием по воинской повинности 21 декабря 1889 года.
В Российской империи орган по организации отбывания воинской повинности назывался Присутствие по воинской повинности. Уездные присутствия составляли и поверяли призывные списки, производили сам призыв, определяли права призываемых, кто из призванных и в каком порядке назначается на службу, производили освидетельствование лиц, подлежащих назначению на службу. Как указано в документе, Анатолий Доримедонтович должен был исполнить воинскую повинность, явиться в 1901 году в Присутствие и заявить о праве на льготу, предоставив сведения о семейном положении.
Свидетельство о приписке к призывному участку священника Анатолия Доримедонтовича Никольского. Фото из архива внучки о. Анатолия Тамары Ивановны Быстровой.
В возрасте 21 года Анатолий Доримедонтович окончил 23 июня 1901 года полный курс Костромской духовной семинарии и получил свидетельство второго разряда. После окончания семинарии выпускник получал аттестат или свидетельство, в котором указывался его разряд (первый или второй). Первый разряд получали исключительно отличники, второй – хорошисты.
Через месяц, 22 июля 1901 года, Анатолий Доримедонтович пишет Его Преосвященству Преосвященнейшему Виссариону (Нечаеву) Епископу Костромскому и Галичскому покорнейшее прошение. Приведем его текст: «Имея желание послужить Церкви Божией в священном сане, покорнейше прошу Вас, Ваше Преосвященство, определить меня на открывшуюся свободную вакансию в селе Новинском 7 Благочиннического округа Кинешемского уезда». Архиерей наложил резолюцию «Согласен» и приказал «Выдать Никольскому билет на вступление во брак».
Билет на вступление в брак Анатолия Доримедонтовича Никольского. Фото из архива внучки о. Анатолия Тамары Ивановны Быстровой.
По сложившейся традиции белого духовенства перед рукоположением претендент на священническое место должен был жениться на девице духовного звания. Государство и Церковная власть поощряли наследование служения, так как сыновья священнослужителей были лучшими кандидатами в священники. Они были грамотны, с детства привычны к церковным службам и порядкам, даже если не имели богословского образования. Система наследования приходов в те годы была официальной. Наряду с потомственным наследованием места служения существовала практика преемства священнического места в форме закрепления прихода за одной из дочерей умершего настоятеля. Тогда приход переходил к зятю, мужу-священнику дочери, который занимал должность покойного тестя.
Анатолий Доримедонтович Никольский, выполняя благословение архиерея, стал искать себе невесту. Два его однокурсника по Костромской духовной семинарии, родные братья Александр Николаевич и Иван Николаевич Оделевские, рассказали ему о своей красавице-сестре Анне. Они также поведали о своем горе, что в селе Новинском Кинешемского уезда Костромской губернии 30 июня 1901 года скончался их папа иерей Николай Иосифович Оделевский (1851-†30.06.1901). Осталась вдова-мама Елизавета Александровна (1853-†13.10.1931), сестра-невеста Анна Николаевна (01.08.1883-†27.09.1936), несовершеннолетний брат Евгений (21.01.1890-†?) и две маленькие сестренки Лидия (24.02.1894-†?) и Надежда (13.09.1899-†?).
Священник Николай Иосифович Оделевский с супругой Елизаветой Александровной. Фото кон. XIX – нач. XX в. Фотоателье Г. П. Куракина. Фото из архива внучки о. Анатолия Тамары Ивановны Быстровой.
Александр Николаевич Оделевский (01.08.1879-†02.04.1942) в 1901 году уже встал на ноги, он служил учителем в Коршунской церковно-приходской школе Макарьевского уезда. С 1907 года по 1913 год он священник Воскресенского храма села Нежитино. В 1913 г. его переместили к храму при штабе 5-й стрелковой бригады г. Сувалки, Польша. В 1917 году он полковой священник. Репрессирован в годы гонений на Русскую Православную Церковь.
Его родной брат Иван Николаевич Оделевский (05.09.1881-†?) окончил к тому времени Костромскую духовную семинарию и поступил в университет, в 1909-1918 году служил преподавателем в гимназии.
Их восемнадцатилетняя сестра Анна Оделевская в 1901 году завершила обучение во 2 классе Кинешемского двухклассного училища.
Из Костромской духовной консистории Анатолий Доримедонтович Никольский получил 23 июля 1901 года билет на вступление в брак. Он сделал Анне Оделевской предложение выйти за него замуж. Большое осиротевшее семейство невесты бедного прихода села Новинского оценило его доброе сердце и ум. Удачное замужество старшей дочери Анны для сирот многочисленной семьи было почти единственным шансом выйти из сложного материального положения.
22 августа 1901 года в Казанском храме села Новинское 7 Благочиннического округа состоялось венчание первым браком жениха Анатолия Доримедонтовича Никольского двадцати одного года и восемнадцатилетней невесты Анны Николаевны Оделевской. Поручителями со стороны жениха был кинешемский мещанин Василий Иванович Королев и Благовещенского храма села Семигорье диакон Иоанн Николаевич Чудецкий. Поручителями со стороны невесты были студент семинарии Александр Николаевич Оделевский и Николай Добровольский из села Тезино. Таинство брака совершил священник Введенского храма погоста Введенский Иоанн Алексеевич Троицкий (1869-†?) с диаконом села Новинского Александром Павловичем Назаретским (1878-†?) и псаломщиком Виктором Дмитриевичем Смирновым (1860-†около 1914).
Запись во 2 части метрической книги «О бракосочетавшихся» за 1901 год под № 11 Казанского храма села Новинского Кинешемского уезда была заверена следующей подписью причта: «За смертью Настоятеля храма и так как Священника при таковой еще нет, удостоверяем своею подписью с приложением церковной печати Казанского храма села Новинского Кинешемского уезда.
Подписи: диакон Александр Назаретский
псаломщик Виктор Смирнов».
Выписка из 2 части метрической книги «О бракосочетавшихся» за 1901 год Казанского храма с. Новинского Нерехтского уезда Костромской губернии.
Фото из архива внучки о. Анатолия Тамары Ивановны Быстровой
13 сентября 1901 года, перед рукоположением Анатолия Доримедонтовича Никольского в священный сан, причт храма отправил в Костромскую духовную консисторию рапорт о его венчании с такой же подписью, как в метрической книге.
После женитьбы следовало рукоположение в священный сан. 15 сентября 1901 года Анатолий Доримедонтович Никольский был исповедован игуменом Ипатьевского монастыря города Костромы Александром. Препятствий к рукоположению выявлено не было, и на основании существовавших законов он был приведен к присяге.
На неделе Попразднства Воздвижения Креста Господня, 16-го сентября 1901 года, в воскресенье, Преосвященнейший Виссарион (Нечаев) (15.03.1823-†30.05.1905) совершил Божественную литургию в Ипатьевском монастыре и посвятил во диакона, окончившего курс Костромской духовной семинарии Анатолия Никольского. Часто так бывает и в настоящее время, что в течение нескольких дней последовательно совершалась сначала диаконская хиротония, а потом и священническая. Так было и с о. Анатолием.
Через три дня, 19-го сентября 1901, в среду, Преосвященнейший Виссарион совершил Божественную литургию в Ипатьевском монастыре и посвятил во священника диакона Анатолия Никольского с назначением на место в Казанский храм села Новинское Кинешемского уезда Костромской губернии (сейчас Родниковский район Ивановской области).
Священник Анатолий Доримедонтович Никольский с супругой Анной Николаевной. Фото 1901 г. Фотоателье М. М. Гольдфейна. Фото из архива внучки о. Анатолия Тамары Ивановны Быстровой
Каменный Казанский храм с колокольней в селе Новинском был построен усердием прихожан на собственные сбережения в 1822 году. Основной престол был освящен во имя Казанской иконы Божией Матери, а теплый придел - во имя Святителя Митрофана, Епископа Воронежского. Храм был окружен каменной оградой с железными решетками. Церковная сторожка находилась в здании церковно-приходской школы.
Карта Костромской губернии. 1901 г.
Фото с сайта: http://www.etomesto.ru/map-kostroma_guberniya-1901/
Поклонный крест на месте Казанского храма в селе Новинском.
Фото из архива правнучки о. Анатолия Ирины Станиславовны Деминой. 22.06.2024г.
Священник Анатолий Доримедонтович Никольский с супругой Анной Николаевной, сыном Вениамином и родными. Фото сер. 1900-х гг. Фотоателье А. Б. Грюнблата. Фото из архива внучки о. Анатолия Тамары Ивановны Быстровой.
При храме была церковная библиотека, в которой хранились 58 книг духовного содержания и духовные журналы «Духовная Беседа» и «Странник».
В приходе имелась церковно-приходская школа, открытая в 1885 году. Уездным отделением Костромского Епархиального училищного совета 29 сентября 1901 года священник Анатолий был утвержден в должности законоучителя и заведующего Новинской церковно-приходской школы. Жалования по этой должности ему полагалось 30 рублей в год. В школе в 1902 году обучалось 37 мальчиков и 14 девочек. Служение о. Анатолия в должности законоучителя в старой ветхой церковно-приходской школе в селе Новинском продолжалось до 1907 года, вплоть до самого ее закрытия.
Позднее в селе появилась начальная земская школа. Инициатива устройства этой школы всецело принадлежала родниковскому фабриканту Николаю Михайловичу Красильщикову (1863-†1920), который устроил уже несколько народных школ в селе Родники и окрестных местах и состоял попечителем. Законоучителем в Новинской земской школе с 16 февраля 1906 года был назначен отец Анатолий.
Вот как писали в Костромских епархиальных ведомостях № 7 за 1906 г. в разделе «Епархиальная хроника» на странице 329 о новой земской школе: «Здание прекрасное, деревянное, на каменном фундаменте, крыто железом, с ночлежным помещением для учеников и с квартирой для учительницы; воздуха и света во всех комнатах и особенно в школьной очень много. Здание училища в с. Новинском построено на земле, принадлежащей Казанской церкви того села и уступленной причтом оной с разрешения епархиального начальства. Теперь в с. Новинском, кроме этой новооткрытой школы земской, около 20 лет существует еще другая - церковно-приходская школа, требующая в настоящее время капитального ремонта, которая не может конкурировать с земской школой. По всей вероятности, она должна будет прекратить свое существование со следующего же учебного года».
5 марта 1906, в Неделю Крестопоклонную, состоялось освящение вновь устроенной земской школы в селе Новинском Кинешемского уезда.
Это событие было отражено в той же статье в Костромских епархиальных ведомостях № 7 за 1906 год: «Пришлось освящать новую школу не местному священнику Анатолию Никольскому, находящемуся под запрещением по делу, возбужденному земским начальником, а священнику села Углец Михаилу Ястребову, как временному заместителю должности местного священника».
Что это было за дело, возбужденное земским начальником, которое привело к запрещению служения о. Анатолия, выяснить не удалось. Но в его послужном списке в клировых ведомостях за 1906 год и последующие годы сведений о его запрещении в служении нет. Графа послужного списка, которая называется «Кто, когда, за что был судим и чем штрафован и не состоит ли под следствием и судом» за годы его служения с 1901-1919 год выглядит одинаково: «Судим и штрафован не был, под судом и следствием не состоял и не состоит». Видимо, вины о. Анатолия по тому делу не было, и он был полностью оправдан.
С 13 октября 1905 года и все последующие годы он был законоучителем в двухклассном училище Министерства Народного Просвещения «Товарищества Мануфактур Анны Красильщиковой с сыновьями» в селе Родники. Барыня Анна Михайловна Красильщикова (1835-†1902), а позже ее сыновья, придавали образованию большое значение. Они были убеждены в преимуществе грамотного рабочего над безграмотным. В Родниковском районе «Товариществом» было выстроено тринадцать школ, в которых учились дети фабричных, со временем сменявшие родителей на производстве.
Священник Анатолий Доримедонтович Никольский с семьей и родными. Фото 1906 г. Фото
из архива внучки о. Анатолия Тамары Ивановны Быстровой.
30 марта 1908 года священник Казанского храма села Новинское Анатолий Никольский за отлично-усердную службу и доброе поведение по определению епархиального начальства ко дню Святой Пасхи был награжден набедренником.
В 1912 году о. Анатолий был избран и утвержден младшим членом совета 7 Кинешемского Благочиннического округа, в этой должности он оставался до 1914 года.
Собрание священнослужителей 7 Кинешемского Благочиннического округа примерно в 1912-1914 году. В центре в первом ряду священник села Тезино Алексей Иванович Князев, благочинный 7 Кинешемского округа, справа от него, в овале – священник села Новинского Анатолий Доримедонтович Никольский.
Фрагмент фотографии.
Ко дню Святой Пасхи 1912 года за усердную и полезную службу о. Анатолий был награжден бархатной фиолетовой скуфьей.
В 1913 году священник Анатолий Никольский получил крест и светло-бронзовую медаль «В память 300-летия царствования дома Романовых». Право ношения медали предоставлялось всем священнослужителям, которые были на службе по духовному ведомству на 21 февраля 1913 года.
Через пять лет служения, 28 мая 1918 года, он был удостоен следующей награды белого духовенства – камилавки.
Епархиальное начальство отмечало его поведение как «отлично-хорошее».
Большая семья священника жила в собственном деревянном доме на церковной земле. В хозяйстве был амбар, сарай с погребом и баней. В пустоши «Кониха» имелась десятина земли, которая обрабатывалась совместно с крестьянами села Новинское. Все это говорит об о. Анатолии как о крепком хозяйственнике.
Дом священника Анатолия Никольского в селе Новинское.
Фото из архива внучки о. Анатолия Тамары Ивановны Быстровой.
Остатки дома священника Анатолия Никольского в селе Новинское после пожара 2018г. Фото правнучки о. Анатолия Ирины Станиславовны Деминой. 22.06.2024г.
В семье иерея Анатолия и Анны Никольских родилось восемь детей: шесть мальчиков и две девочки, из которых выжило только семеро: Вениамин (06.10.1902-†1992), Хиония (16.04.1905-†07.03.1997), Владимир (03.06.1907-†1992), Николай (20.07.1909-†1993), Алексей (21.02.1911-†1913), Галина (02.10.1914-†?), Иоанн (20.01.1918 -†1941), Дмитрий (1920-е г.р.-†).
В 1914-1916 годах старший сын Вениамин учился в Нерехтской гимназии на содержании своего папы, дочь Хиония и сын Владимир в эти годы учились в начальной школе в селе Новинском. «В советское время Вениамин Анатольевич Никольский в 1950-х годах служил церковным регентом в Троицком соборе в Кинешме», - такую информацию предоставила внучка о. Анатолия Никольского Тамара Ивановна Быстрова (дочь Хионии Анатольевны Румянцевой (урожденной Никольской), проживающая в городе Санкт-Петербурге.
Продолжая свои воспоминания о семье, она рассказала: «О. Анатолия уважали в округе. Отношения с односельчанами были хорошие. Он обладал исключительным даром лечить людей и усмирять бесноватых молитвой, на что он имел благословение правящего архиерея. За помощью к нему обращались днем и ночью, и он никогда не отказывал. По воспоминаниям, бывало, будили его по ночам приехавшие на лошадях люди, просили вылечить беснующихся.
Церковь и домашнее хозяйство в дружной семье Никольских были общими заботами для взрослых и детей. Бабушка Елизавета Александровна Оделевская пекла просфоры для церкви. Отец Анатолий выписывал и покупал много книг не только духовного содержания, но и философского. В семье о. Анатолий никакого принуждения на детей не оказывал, кроме обязательного пения в церковном хоре. Все получалось естественно, дети тянулись к папе и с радостью помогали ему в храме и дома. Голоса в семейном хоре Бог дал замечательные, пели так хорошо, что под окнами дома собиралось все село.
Матушка Анна во всем помогала мужу. Подросшая дочь Хиония была помощницей по дому и хозяйству, которое было большое. Кроме скота, была пасека.
В 1918 году в мире свирепствовала «испанка». Матушка Анна смертельно заболела. Тогда о. Анатолий попросил всех детей встать на колени и молиться. На следующий день неожиданно приехала из Казани сестра матушки Анны Надежда, молодой врач. С Божьей помощью и семейной заботой матушка Анна вскоре пошла на поправку».
После революции началась жизнь в новых условиях. В 1920 году органы ВЧКа впервые репрессировали отца Анатолия за срыв лесозаготовок. Он был арестован. Затем, освободившись, он вернулся на службу в село Новинское. В 1927 году семья пережила раскулачивание несмотря на то, что все их большое хозяйство (дом, огород, пасека) поддерживалось только с помощью членов своей семьи. Советские власти унесли одежду и вещи из дома священника.
В 1933 году храм в селе Новинском был закрыт, и о. Анатолий вместе с женой Анной Николаевной ушел жить и служить в другой приход. До его закрытия настоятелю в храме помогал второй священник Михаил Васильевич Журов (1881-†?), он был расстрелян через несколько лет.
Священник Анатолий Доримедонтович Никольский с супругой Анной Николаевной (слева). Фото 1930-х гг. Фото из архива внучки о. Анатолия Тамары Ивановны Быстровой.
В 1936 году о. Анатолий Никольский получил назначение в Сретенский храм села Солдога Наволокского района (сейчас Заволжский район Ивановской области). Солдогу в разное время называли то городищем, то слободкой, то селом. Сегодня это место называется урочище Солдога.
Село имеет древнюю историю. В мае 1609 года передовые части шляхтича Александра Юзефа Лисовского вслед за нападением на Кинешму попытались переправиться через Волгу и напасть на крепость Солдогу. Она была разорена, но основные силы интервентов не смогли в этом месте переправиться на костромской берег. Этому помешало также подошедшее из Юрьевца ополчение. Поляки десять дней оборонялись в разоренной крепости, а их оставшиеся суда были уничтожены.
В память об этой битве был установлен памятный знак с табличкой: «В 1609 году под слободою Солдогою нашли себе героическую смерть местные ополченцы во главе с военачальниками Куломзиным и Шушериным. Героям ополченцам от благодарных земляков».
Памятный знак, посвященный героям ополченцам 1609 года в с. Солдога. Фото из архива правнучки о. Анатолия Ирины Станиславовны Деминой. 2024г.
Каменный храм Сретения Господня в Солдоге был построен в 1792 году взамен старого деревянного на средства кинешемского купца первой гильдии Григория Ивановича Таланова и прихожан. Храм с колокольней был покрыт железом и обнесен кирпичной оградой. У церковных ворот была построена деревянная сторожка. Главный престол в летней части был освящен во имя Сретения Господня, а в приделах во имя святителя Григория Богослова и мученицы Параскевы Пятницы.
Храм был закрыт в 1939 году. Он подвергся сильным разрушениям: были полностью снесены колокольня с трапезной и боковыми приделами, а так же барабан с главкой на четверике. Здание приспособили под пекарню и бухгалтерию местного колхоза, они располагались здесь до середины 80-х годов. Позже, некоторое время в нём располагался магазин, а в последнее время здание пустовало. Сретенский храм слободы Солдоги начали возрождать в 1998 году.
Храм Сретенья Господня в урочище Солдога. Фото из архива правнучки о. Анатолия Ирины Станиславовны Деминой. 2024 г.
Правнучка о. Анатолия Ирина Станиславовна Демина поделилась рассказом о своей поездке к месту служения своего прадедушки: «Впервые я приехала в Солдогу на Сретение Господне 15 февраля 2024 года. Я знала, что служба в храме Сретения Господня совершается только 1 раз в год, в престольный праздник. Храм, хоть и не сохранился в прежнем виде (колокольня и часть трапезной были утрачены), сейчас восстанавливается. Его крыша покрыта железом, вставлены окна, двери.
Я очень ждала этого дня, с трепетом и волнением ехала солнечным снежным февральским утром по расчищенной, на мое удивление, проселочной дороге. Сердце бешено билось в груди. Я вот-вот войду в храм, где служил последние годы своей жизни мой прадед, отец Анатолий Никольский. Тот человек, за упокой души которого я молюсь каждый день, к которому я всегда обращаюсь за помощью и наставлениями. Я чувствую его присутствие рядом, его поддержку. И вот я там, где он служил, где был арестован.
С трепетом я вошла в храм, народу было достаточно много. Было холодно, печь хоть и затопили, но совсем недавно. Убранство храма оказалось достаточно скромным - пол выстлан кафельной плиткой, стены и свод покрашены белой краской. Казалось бы, ничего особенного, не туристическое место… А понравилось мне там все!!! Там дух особый. И, полагаю, это чувствую не только я. Для меня это место знаковое.
Самое главное, что этот храм восстанавливают, он не брошен!
Протоиерей Павел Сажин проводит праздничную Литургию 15.02.2024 г в Сретенском храме с. Солдога.
Литургию служил протоиерей Павел Сажин, настоятель храма из ближайшего села Воздвиженье. Именно он занимался и занимается восстановлением Сретенского храма в Солдоге и, конечно же хорошо знает его историю и его настоятелей.
Отец Павел очень радушно встретил меня, обрадовался, когда после службы я представилась, сказала, что я правнучка отца Анатолия Никольского и внучатая племянница Христины Козловской, которая была старостой Воздвиженского храма до его закрытия в 30-е годы ХХ века и потом, добившись личного приема у Михаила Ивановича Калинина, получила разрешение на восстановление храма.
Волею судьбы я сейчас живу в Кинешме, совсем недалеко от Солдоги. Теперь я имею возможность приезжать к Сретенскому храму чаще. И пусть он закрыт, я могу обойти его, прикоснуться к нему, соприкасаясь таким образом с моим прадедом, сила духа которого служит примером мне и всей нашей семье».
Ирина Станиславовна, продолжая делиться воспоминаниями рассказала: «Летом 2024 года мы снова приезжали в Солдогу. Рядом с храмом есть 2 дома и несколько хозяйственных построек. В день нашего приезда жителей мы не встретили. За домами мы увидели заброшенный сад с малиной, смородиной и сливой, а ближе к Волге возделанное картофельное поле. Как сказал о. Павел в селе постоянно никто не проживает».
Алтарная апсида с восточной стороны Сретенского храма и западный вход. Фото из архива правнучки о. Анатолия Ирины Станиславовны Деминой. 2024 г.
Священник Анатолий Анатолий Никольский был назначен в Солдогу в самые непростые 30–е годы XX века для служения Русской Православной Церкви.
В 1936 году деревенские активисты избили и отобрали ключи от храма у священника Назаретского (имя его, к сожалению, неизвестно), который по этой причине не смог приступить к исполнению своих обязанностей, но отец Анатолий Никольский отважился заменить его. Он понимал грозившую ему опасность, но был тверд на своем пути. В этом же году он организовал при Сретенском храме хороший церковный хор, и люди, несмотря на запугивания советскими активистами, шли к отцу Анатолию.
Тамара Ивановна Быстрова рассказала, что «О. Анатолий с матушкой поселились в Солдоге в маленькой церковной сторожке. Каждый день иерей Анатолий совершал в храме богослужение. Ему оказывали поддержку духовные чада и родня из соседней деревни Тростниково, где жили родственники Ивана Николаевича Румянцева (17.08.1905-†26.09.1996), мужа Хионии, очень верующие люди. Родная сестра Ивана Николаевича Румянцева, Христина Николаевна Козловская (урожденная Румянцева) (1898-†?), была старостой в соседнем Крестовоздвиженском храме села Воздвиженье Заволжского района Ивановской области».
Так случилось, что племянник Христины и Ивана, двухлетний Аркадий, сын их родного брата Василия, после болезни перестал ходить. Всю жизнь он вспоминает о чуде, совершенном отцом Анатолием Никольским осенью 1936 года в Солдоге в храме Сретения Господня.
Свои личные воспоминания об этом Аркадий Васильевич Румянцев (16.02.1935 г.р.) описал так: «Я узнал об этом уникальном случае от своих родителей: папы Василия Николаевича Румянцева (19.02.1900-†19.04.1986) и мамы Марии Васильевны Румянцевой (18/31.01.1900-†15.04.1986), и родной моей сестры Фаины Васильевны Клюшниковой (29.10.1929-†28.05.2010). Все мы вместе с родителями и сестрой жили в деревне Тростниково, неподалеку от села Солдога.
Осенью 1936 года, будучи ребёнком в возрасте менее 2-х лет, я сильно заболел: кашлял, терял силы, перестал ходить. Позднее был поставлен диагноз - крупозное воспаление легких. По совету моей тети, сестры моего папы, Христины Николаевны Козловской (в девичестве Румянцевой), решили меня отвезти и показать отцу Анатолию. Христина Николаевна была старостой церкви Воздвижения Креста Господня в соседнем с Солдогой и Тростниково селе Воздвижение, встречалась и общалась с о. Анатолием.
Из тональности рассказа этой истории моими родителями и сестрой, у меня сложилось впечатление, что меня просто хотели успеть причастить, настолько я был безнадежен. В Солдоге, в Сретенском храме, отец Анатолий почитал надо мною молитвы, причастил меня. Мне сразу стало значительно легче: температура спала, я пошел на поправку и снова встал на ножки.
Чудо по обретению мною жизненных сил произошло еще на глазах у матушки Анны. Матушка была сильно больна, лежала в постели в сторожке, в которой они жили. После молитвы и причастия мы все вместе были дома у отца Анатолия и матушки Анны. И я уже сам подошел к постели матушки и взял ее за руку, а она погладила меня по голове.
Дальнейшая реабилитация происходила под наблюдением сельского врача Ивана Ивановича Четвергова, которому я тоже очень благодарен. Он похоронен на Воздвиженском кладбище.
Я много раз приезжал позднее в Солдогу вместе с моей сестрой Фаиной. И каждый раз она вспоминала и рассказывала мне про тот чудесный день моего исцеления.
В 1972 году я спускался в подвал этой сторожки. Фундамент все ещё был цел. Размеры строения определялись чётко. Углубление составляло метра 1.5. Землю покрывал чистый битый кирпич. В углубление я спускался посередине стены со стороны храма. Каких - либо предметов там я не нашёл…, а очень хотелось!
Сретенский храм в селе Солдога. Начало 1940-х. Акварель написана по памяти в 1980-х годах. Автор Виктор Иванович Клюшников.
Фото из архива Аркадия Васильевича Румянцева. г. Санкт-Петербург
Только сейчас я понял, почему тогда, в 1972 году, я сразу же прошёл вправо в дальний от меня угол. А именно там, осенью 1936 года, лежала Анна Николаевна, к которой я подходил уже на своих ножках.
При осмотре подвала присутствовали моя сестра Фаина, которая была свидетелем и рассказчиком событий 1936 года, и ее муж Виктор Иванович Клюшников. В 80-х годах Виктор подарил мне небольшую картину - акварель, которую он написал, с видом тех мест и тех времен. Копию на полотне я подарил (оставил) послушнику на охране Сретенского храма, который заступил на службу после смерти старосты Василия.
Отца Анатолия я держу в сердце своём. Мне кажется, он сопровождает меня, и каждый раз помогает выжить».
Это исцеление мальчика Аркадия произошло за несколько дней до смерти матушки Анны, которая, поехав в Кинешму, чтобы похлопотать о квартире сыну Дмитрию, в дороге сильно застудилась.
27 сентября 1936 года, в день Воздвижения Креста Господня – престольный праздник храма соседнего села Воздвиженья, матушка Анна умерла. О. Анатолий похоронил ее на кладбище в селе Солдога около алтаря Сретенского храма.
Ирина Станиславовна Демина рассказала: «Мы точно знаем из семейных рассказов Хионии Анатольевны Румянцевой (дочери о. Анатолия), что о. Анатолий похоронил свою супругу Анну за алтарем Сретенского храма. В нашем семейном архиве сохранилась фотография о. Анатолия у могилы его любимой супруги Анны. Летом 2024 года мы приехали поклониться ее могиле, которая, к сожалению, не сохранилась. Мы увидели, что еще растет береза, которая есть на той старой фотографии. Благодаря этой фотографии мы, потомки о. Анатолия и Анны, надеемся на восстановление креста на могиле».
Священник Анатолий Доримедонтович Никольский на могиле супруги Анны Николаевны в селе Солдога. Фото 1936–1937 гг. Фото из архива внучки о. Анатолия Тамары Ивановны Быстровой.
После смерти жены Анны отец Анатолий в ноябре 1936 года ушёл из худой сторожки жить на квартиру в деревню Вертлужное Наволокского района (сейчас деревня Вертлужное, Заволжский район, Ивановская область). Хозяйка Г. и ее дочь В. дали показания против него. По представлению оперуполномоченного Управления Государственной Безопасности было принято решение об аресте 57-летнего священника по ст.58 п.10 УК РСФСР.
Отец Анатолий стал последним настоятелем Сретенского храма в Солдоге.
Приведем ниже воспоминания Станислава Ивановича Румянцева, проживающего в г. Санкт-Петербург, сына Хионии Анатольевны, внука отца Анатолия (Никольского):
«Как рассказывала мне мама дедушка приходил к нам, когда мы жили в Ярославле. Было это в начале октября 1937 года, через несколько дней после моего рождения (я родился 28 сентября 1937 года) и меньше, чем за месяц до ареста отца Анатолия (арестован 27 октября 1937 года).
Мы жили тогда в городском общежитии-коммуне. Это такая форма сообщества людей, семей, которые жили в одном доме, знали друг о друге все, помогали друг другу, вели общее хозяйство.
Вечером раздался стук в дверь. На стук открыла соседка по коммуне. На пороге стоял высокий пожилой человек в черном. Спросил Хину (так называли Хионию по-домашнему). Мама вышла со мной на руках к нему и охнула: «Папа!». Они поговорили, в дом дедушка не зашел. Зайти было нельзя…
Вот так я повидался с дедом, который пришел проведать дочь и познакомиться со своим внуком.
А мама потом всю жизнь помнила этот день, в который она последний раз увиделась с отцом. Мама всю жизнь корила себя за то, что о. Анатолий все же не вошел в дом, не остался с ними на какое-то время. Он знал, что это может принести неприятности дочери, а она не настояла, тоже боялась за свою семью, детей, мужа-военнослужащего.
Нам детям, потом своим внукам она ничего не рассказывала. Да мы и не спрашивали особо. Поэтому сейчас нам особенно важно восстановить добрую память о нашем любимом дедушке священнике Анатолии Доримедонтовиче Никольском».
26 октября 1937 года о. Анатолия арестовали. При обыске были изъяты паспорт серии ДНД № 6571119, выданный 16 марта 1937 года в Наволоках, и нательный крест. Содержался священник Анатолий Никольский в Кинешемской тюрьме, находящейся в бывшем Успенском монастыре города Кинешмы. В 1937 году в камерах этой тюрьмы также находились арестованные по другому делу: будущий священномученик Иоанн Иванович Румянцев (08.01.1889 -†10.10.1941), священноисповедник Константин Васильевич Разумов (09.10.1869 – †не ранее 1937), мученица Анна Васильевна Серова (1888-†не ранее 1937 г.), исповедница Елизавета Григорьевна Румянцева (1873-† после 1937 г.). Они прославлены в лике святых Ивановской области на Юбилейном Архиерейском соборе 2000 года в Москве.
В заключении о. Анатолий сумел сохранить душевный мир и поддерживал других заключенных. В ходе короткого следствия, как рассказал впоследствии родственникам претерпевший вместе с о. Анатолием старец, «о. Анатолий в тюрьме свою еду отдавал ближним – терпел». Арестованные прихожане Сретенского храма по примеру своего духовного наставника о. Анатолия твердо держались в вере и не отреклись от Христа.
По рассказам уроженца села Родников Ивана Васильевича Лопатина, редактора газеты «Северный рабочий» города Ярославля, следователь называл отца Анатолия «крепкий орешек».
Священник Анатолий Доримедонтович Никольский. Фото 1937 г. Фото из архива внучки о. Анатолия Тамары Ивановны Быстровой.
27 октября 1937 года на допросе на вопрос: «Признаёт ли он, что занимался контрреволюционной деятельностью?» отец Анатолий мужественно заявил: «Да, признаю, что я, Никольский Анатолий Доримедонтович, проповедуя религию и Евангелие Господа Иисуса Христа и Его Святых Апостолов среди населения, являюсь контрреволюционером и противником советской власти, которую я не признаю!»
Следствие обвинило отца Анатолия в создании кулацко-поповской контрреволюционной церковной группы, которая на протяжении длительного промежутка времени проводила активную деятельность, направленную против политики ВКП(б) и советской власти. Так, в материалах дела указано, что о. Анатолий собирал церковников у церкви и вел антисоветскую агитацию, говорил, «что советская власть хороших людей убивает, а тех, кто нам не дает жить, восхваляет», и дальше говорил, что «все равно всех не найдут, и мы победим». В материалах дела свидетель Г. дала показания, что о. Анатолий, недовольный пассивностью колхозников, видимо, в борьбе с советской властью, говорил: «Вас в шею надо гнать, вы - лодыри».
В материалах уголовного дела видна трагедия, которая в последние дни развернулась в жизни о. Анатолия. Диакон Иоанн Ильич Троицкий, с которым он делился сокровенным в последний год перед арестом, дал показания против него. Очевидно, что такие сведения он дал не добровольно. По датам допросов видно, что целый месяц отцу Анатолию угрожали компроматом без доказательств, и, только убедившись в стойкости отца Анатолия, добившись сотрудничества с диаконом Троицким, сотрудники НКВД смогли организовать очную ставку. Видимо, по мнению следователя это должно было стать последней каплей, которая должна была сломить стойкость иерея Анатолия Доримедонтовича. Но кульминация этой встречи, возможно, стала неожиданной для самих следователей. Диакон Иван Ильич встал на сторону отца Анатолия. В этот момент он не мог не понимать, что это грозит смертью, но он предпочел пойти на эшафот вместе с о. Анатолием. Сила духа священника Анатолия Никольского вразумила диакона Иоанна Троицкого в последний момент сделать этот шаг к вечности с Богом, вопреки попыткам гонителей поселить страх в их сердце.
Постановлением Тройки УНКВД по Ивановской области 3 декабря 1937 года священник Анатолий Доримедонтович Никольский, как руководитель заговора, получил высшую меру наказания с конфискацией имущества. 16 декабря 1937 года приговор был приведён в исполнение. Место расстрела и захоронения священника не установлено.
Священник Анатолий Доримедонтович Никольский был реабилитирован Прокуратурой Ивановской области 23 сентября 1991 года по 1937 году репрессий.
Тамара Ивановна Быстрова, внучка о. Анатолия Никольского сообщила: «Дочь священника Анатолия Хиония Анатольевна Румянцева (урожденная Никольская) ничего не знала о судьбе своего отца, пока ее дети, внуки о. Анатолия, не добились того, чтобы после реабилитации документы МВД о его аресте были им показаны. Всё это стало известно наследникам священника Анатолия Доримедонтовича Никольского при посещении Ивановского Комитета Государственной Безопасности в 1992 году, после которого «расстрельное дело» было выслано в Санкт-Петербург для ознакомления всех родственников. И, хотя Хиония Анатольевна была уже в глубокой старости, правду об отце она все же узнала. Вместе с ней о трагической жизни и мученической смерти о. Анатолия узнали все потомки, родные и близкие».
«Я люблю своего деда Анатолия Доримидонтовича Никольского позднею любовью, потому что ничего не знала о нем раньше», продолжает свой рассказ Тамара Ивановна Быстрова. «Только в последние 10 лет маминой жизни, когда мама (Хиония, дочь о. Анатолия) жила со мной в моей семье, из ее рассказов я представила, как проходила жизнь этого замечательного человека и его семьи.
Отец Анатолий замечательно пел. Говорили, что голос его был лучшим голосом в округе. Этот голос он передал своим детям. Песня «Вечерний звон», исполняемая мамой, стала любимой песней всей нашей семьи.
О. Анатолий всегда всем хотел помочь во всем. Он помогал даже большевикам, когда они приехали в Новинское устанавливать свою власть. Они плохо умели петь и у них не получалось спеть Интернационал. Отец Анатолий научил их петь.
Он помогал ребятам, которые учились у него в школе. И они не хотели учиться у других учителей в других школах, «потому что у отца Анатолия было лучше».
Какое мужество было нужно, чтоб оставить свою любимую семью, свой любимый храм, уйти в неизвестность. Уйти для того, чтобы не мешать своим детям, устраивать свою жизнь в новых ее условиях.
Из письма, написанного отцом Анатолием сразу после смерти и похорон бабушки Анны, из письма, которое чудом дошло до нас почти через 100 лет видно, как он любил бабушку Анну, свою семью, всех своих родных.
Какое мужество нужно было иметь, чтобы, стоя под дулом пистолета, не отказаться от веры своей в Иисуса Христа, а подтверждать ее, верить, верить до конца последней минуты своей жизни!
И эта любовь возродилась в нас, потому что мы любим. Любим Бога, любим дедушку, любим своих близких и стараемся найти все, что касается их нелегко прожитой жизни».
СИНОДИК СЕМЬИ
иерея Анатолия Доримедонтовича Никольского
УПОКОЙ, ГОСПОДИ, ДУШИ УСОПШИХ РАБ ТВОИХ:
1. Иерея АНАТОЛИЯ
2. АННЫ
3. СИНКЛИТИКИИ
4. Дьячка ИОАННА
5. Псаломщика ИОАННА
6. ЛЮБОВИ
7. ДИМИТРИЯ
8. ВАСИЛИЯ
9. ИОАННА
10. АЛЕКСАНДРЫ
11. Диакона НИКАНОРА
12. Иерея МИХАИЛА
13. АЛЕКСАНДРЫ
14. ГЕОРГИЯ
15. Диакона ИОАННА
16. МИХАИЛА
17. ЕКАТЕРИНЫ
18. СЕРГИЯ
19. ВЕРЫ
20. ПАВЛА
21. ВАСИЛИЯ
22. МАРИИ
23. Псаломщика НИКОЛАЯ
24. Псаломщика АЛЕКСАНДРА
25. ЛЮБОВИ
26. Иерея НИКОЛАЯ
27. Иерея ИОСИФА
28. ЕЛИЗАВЕТЫ
29. АЛЕКСАНДРА
30. Иерея АЛЕКСАНДРА
31. ИОАННА
32. ЕВГЕНИЯ
33. ЛИДИИ
34. НАДЕЖДЫ
35. ВЕНИАМИНА
36. ХИОНИИ
37. ВЛАДИМИРА
38. НИКОЛАЯ
39. АЛЕКСИЯ
40. ГАЛИНЫ
41. ИОАННА
42. ДИМИТРИЯ
43. ИОАННА
44. НИКОЛАЯ
И, Прости им вся согрешения их вольная и невольная, и Даруй им Царствие Небесное.
Аминь.
Источники
1. ГАКО: Фонд-200, б/ш, Дело.22, Лист.281об. Ревизская сказка Николаевского храма села Никольское, что на Стрельне, от 10 декабря 1815 г. Священник Михаил Иванович https://forum.yar-genealogy.ru/index.php?showtopic=10207
2. ГАКО: Ф.130, Оп.1, Д.4952. «Дело о смерти священника села Новинского Николая Оделевского и о рукоположении окончившего курс семинарии Анатолия Никольского».
3. ГАКО: Ф.130, Оп.9, Д.2700, Л.85об-86. Клировая ведомость 5 Нерехтского Благочиннического округа за 1881 год Богородицкого храма села Борщевка. Послужной список диакона Доримедонта Никаноровича Никольского.
4. ГАКО: Ф.130, Оп.9, Д.2708, Л.87об-88. Клировая ведомость 5 Нерехтского Благочиннического округа за 1883 год Богородицкого храма села Борщевка. Послужной список диакона Доримедонта Никаноровича Никольского.
5. ГАКО: Ф.130, Оп.9, Д.2716, Л.26об-27. Клировая ведомость 5 Нерехтского Благочиннического округа за 1884 год Богородицкого храма села Борщевка. Послужной список диакона Доримедонта Никаноровича Никольского.
6. ГАКО: Ф.130, Оп.9, Д.2716, Л.27об-28. Клировая ведомость 5 Нерехтского Благочиннического округа за 1884 год Богородицкого храма села Борщевка. Послужной список заштатного дьячка Иоанна Ивановича Бенедиктова.
7. ГАКО: Ф.130, Оп.9, Д.2872, Л.81об-82. Клировая ведомость 5 Нерехтского Благочиннического округа за 1895 год Богородицкого храма села Борщевка. Послужной список диакона Доримедонта Никаноровича Никольского.
8. ГАКО: Ф.130, Оп.9, Д.2882, Л.80об-81, 81об-82. Клировая ведомость 5 Нерехтского Благочиннического округа за 1896 год Богородицкого храма села Борщевка. Послужной список диакона Доримедонта Никаноровича Никольского.
9. ГАКО: Ф.130, Оп.9, Д.2912, Л.66об-67. Клировая ведомость 5 Нерехтского Благочиннического округа за 1897 год Богородицкого храма села Борщевка. Послужной список диакона Доримедонта Никаноровича Никольского.
10. ГАКО: Ф.130, Оп.9, Д.2951, Л.78об-79. Клировая ведомость 5 Нерехтского Благочиннического округа за 1900 год Богородицкого храма села Борщевка. Послужной список псаломщика в сане диакона Доримедонта Никаноровича Никольского.
11. ГАКО: Ф.130, Оп.9, Д.2951, Л.78об-79. Клировая ведомость 5 Нерехтского Благочиннического округа за 1900 год Богородицкого храма села Борщевка. Послужной список заштатного дьячка Иоанна Ивановича Бенедиктова.
12. ГАКО: Ф.130, Оп.9, Д.2970, Л.63об-64. Клировая ведомость 5 Нерехтского Благочиннического округа за 1901 год Богородицкого храма села Борщевка. Послужной список диакона Доримедонта Никаноровича Никольского.
13. ГАКО: Ф.130, Оп.9, Д.3001, Л.71об-72. Клировая ведомость 5 Нерехтского Благочиннического округа за 1903 год Богородицкого храма села Борщевка. Послужной список псаломщика в сане диакона Доримедонта Никаноровича Никольского.
14. ГАКО: Ф.130, Оп.9, Д.3126, Л.91об-92. Клировая ведомость 5 Нерехтского Благочиннического округа за 1904 год Богородицкого храма села Борщевка. Послужной список диакона на псаломщической вакансии Александра Доримедонтовича Никольского
15. ГАКО: Ф.130, Оп.9, Д.608, Л.4об-5. Клировая ведомость 6 Галичского Благочиннического округа за 1908 год Воскресенского храма села Игодово. Послужной список диакона Доримедонта Никаноровича Никольского.
16. ГАКО: Ф.130, Оп.9, Д.661. Клировая ведомость 6 Галичского Благочиннического округа за 1912 год Ведомость Воскресенского храма села Игодово полностью сгорела.
17. ГАКО: Ф.130, Оп.11, Д.2127, Л.4об-5. Клировая ведомость 5 Нерехтского Благочиннического округа за 1917 год Богородицкого храма села Борщевка. Послужной список церковного старосты Василия Ивановича Королева.
18. ГАКО: Ф.130, Оп.9, Д.932, Л.59об-60. Клировая ведомость 7 Кинешемского Благочиннического округа за 1902г. Ведомость Казанского храма села Новинское. Послужной список священника Анатолия Доримедонтовича Никольского.
19. ГАКО: Ф.130, Оп.9, Д.995, Л.57об-58. Клировая ведомость 7 Кинешемского Благочиннического округа за 1906г. Ведомость Казанского храма села Новинское. Послужной список священника Анатолия Доримедонтовича Никольского.
20. ГАКО: Ф.130, Оп.9, Д.1027, Л.57об-58. Клировая ведомость 7 Кинешемского Благочиннического округа за 1909г. Ведомость Казанского храма села Новинское. Послужной список священника Анатолия Доримедонтовича Никольского.
21. ГАКО: Ф.130, Оп.9, Д.1058, Л.75об-76. Клировая ведомость 7 Кинешемского Благочиннического округа за 1912г. Ведомость Казанского храма села Новинское. Послужной список священника Анатолия Доримедонтовича Никольского.
22. ГАКО: Ф.130, Оп.9, Д.1070, Л.79об-80. Клировая ведомость 7 Кинешемского Благочиннического округа за 1913г. Ведомость Казанского храма села Новинское. Послужной список священника Анатолия Доримедонтовича Никольского.
23. ГАКО: Ф.130, Оп.9, Д.1075, Л.82об-83. Клировая ведомость 7 Кинешемского Благочиннического округа за 1914г. Ведомость Казанского храма села Новинское. Послужной список священника Анатолия Доримедонтовича Никольского.
24. ГАКО: Ф.130, Оп.9, Д.1082, Л.80об-81. Клировая ведомость 7 Кинешемского Благочиннического округа за 1915г. Ведомость Казанского храма села Новинское. Послужной список священника Анатолия Доримедонтовича Никольского.
25. ГАКО: Ф.130, Оп.9, Д.1092, Л.74об-75. Клировая ведомость 7 Кинешемского Благочиннического округа за 1916г. Ведомость Казанского храма села Новинское. Послужной список священника Анатолия Доримедонтовича Никольского.
26. ГАКО: Ф.130, Оп.11, Д.2091, Л.71об-72. Клировая ведомость 7 Кинешемского Благочиннического округа за 1917г. Ведомость Казанского храма села Новинское. Послужной список священника Анатолия Доримедонтовича Никольского.
27. ГАКО: Ф.130, Оп.11, Д.2249, Л.57об-58. Клировая ведомость 7 Кинешемского Благочиннического округа за 1918 г. Ведомость Казанского храма села Новинское. Послужной список священника Анатолия Доримедонтовича Никольского.
28. ГАКО: Ф.414, Оп.1, Д.11. Костромское женское епархиальное училище с 1901-1918 г.
29. Епархиальные ведомости, Костромские епархиальные ведомости. Кострома, 1885–1917, 1901, выпуск № 19, стр. 559. О рукоположении в сан диакона и священника Анатолия Доримедонтовича Никольского.
30. Епархиальные ведомости, Костромские епархиальные ведомости. Кострома, 1885–1917, 1908, выпуск № 7, стр. 88. О награждении набедренником священника Анатолия Доримедонтовича Никольского.
31. Епархиальные ведомости, Костромские епархиальные ведомости. Кострома, 1885–1917, 1908, выпуск № 13. Уволен за штат: диакон-псаломщик с. Борщевки Доримедонт Никольский 13 июня 1908 г.
32. Епархиальные ведомости, Костромские епархиальные ведомости. Кострома, 1885–1917, 1908, выпуск № 18. О переводе 2.09.1908 г. диакона Доримедонта Никольского в село Игодово
33. Епархиальные ведомости, Костромские епархиальные ведомости. Кострома, 1885–1917, 1911, выпуск № 11. О смерти 24.04.1911 диакона Доримедонта Никольского в селе Игодово Галичского уезда
34. Костромская духовная семинария. Историческая энциклопедия/ Под общ. Ред. Митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта.-Кострома: Костромская духовная семинария,2019г. 848 с. Выпуск 1901 г. стр. 640. Биографии Анатолия Доримедонтовича Никольского, Александра Николаевича Оделевского, Ивана Николаевича Оделевского.
35. Дело №8192-П архив УФСБ России по Ивановской области.
36. Карушина, Валентина Николаевна (1938г.р) Возрожденные святыни [Текст] / Карушина В. Н.; компьютерный набор текста и сканирование фотографий Карушина Наталия. - [Б. м.]: [б. и.], 2015. - 94 с.: ил., цв. ил., портр., цв. портр.; 21 см.
37. Интернет- источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/58-я_статья
38. Личные воспоминания записаны со слов Аркадия Васильевича Румянцева, спасенного о. Анатолием Никольским.
39. Личные воспоминания записаны со слов внучки о.Анатолия Тамары Ивановны Быстровой.
40. Личные воспоминания записаны со слов Сочалова Виталия Евгеньевича.
41. Личные воспоминания записаны со слов Юрия Владимировича Журова.
42. Письмо отца Анатолия 1936 год.
43. Ответ № С-209 от 05.06.2013 УФСБ России по Ивановской области.
44. Форум Ярославского генеалогического общества https://forum.yar-genealogy.ru/index.php?showtopic=10207&st=35 «Штрихи к родословной» Поколенная роспись семьи Никольских, автор Войчук Андрей Григорьевич. город Курск. voichuk2010@yandex.ru
45. Интернет-источник: Сайт «Православные храмы Костромской области», В. Краснов «О Казанском храме села Новинского» http://old-churches.ru/download/v_krasnov_o_kazanskom_hrame_sela_novinskogo.pdf
Список сокращений
ВЧК – Всероссийская чрезвычайная по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Совете народных комиссаров РСФСР
ГАКО – Областное государственное казённое учреждение «Государственный архив Костромской области»
г. – год
гг. – годы
г.р. – год рождения
Ф. - фонд, Оп. - Опись, Д. - дело, Л. - лист
НКВД – Народный комиссариат внутренних дел РСФСР
© При копировании ссылка на автора обязательна!
Комментариев нет:
Отправить комментарий