Проповедь в день освящения иконы святого праведного иерея Николая Нагорненского
настоятель Прихода храма Покрова Пресвятой Богородицы, д.Дьячево,
руководитель ОРОиК КЕ
Сегодня, 19 декабря 2021 года, во всех храмах Русской Православной Церкви проходят торжества, посвященные дню памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийского, Чудотворца. Наверное, нет ни одного верующего человека, которому не помог бы Николай Угодник. У каждого кто обращался к нему, есть свои истории больших и малых чудес!
Удивительным, особым промыслом Божиим является еще и то, что празднование памяти Николая Чудотворца в этом году, также как и в 1920, совпало с воскресным днем, который Церковь называет Малой Пасхой, поскольку название дня недели относит нас к славному Христову Воскресению.
В нашем Свято-Покровском храме деревни Дьячево только что произошло знаменательное и важное событие, свидетелями которого вы все явились – освящение новописанной иконы святого праведного иерея Николая Нагорненского.
В Православии икона занимает особенное место, являясь безмолвным проповедником Слова Божия. Испытывая затруднения при чтении библейских текстов, современный человек часто нуждается в помощи и для многих икона становится путеводительницей в понимании православных традиций.
В древние времена святые отцы называли икону «Евангелием для не грамотных». Но и сейчас в наш информационный век, она помогает в раскрытии глубокого смысла Священного Писания. Художественный язык иконы тонок, каждая деталь – символ и знак. С её помощью Церковь доносит Слово о Боге, благую весть о спасении, правду о Христе.
В истории Церкви было немало случаев, когда святых сначала прославляли, затем прятали под спуд с запретом поклонения, ввиду каких-либо обстоятельств. Затем, по прошествии некоторого времени, снова, повсеместно почитали. Таким примером может служить святая благоверная княгиня Анна Кашинская. Не будем пересказывать ее житие, но с ней случилась именно такая история. Известен так же факт, когда мощи благоверных князей Владимирских из Успенского собора на Клязьме, были вновь захоронены в землю по указу императрицы, мол, негоже им находиться открыто, и только по прошествии многих лет, они были вновь обретены и положены в богатых раках для поклонения. Подобная, непростая ситуация произошла и с прославлением праведного иерея Николая Горского.
Первые письменные упоминания об иерее Николае Горском, как о святом относятся к 1997 году, когда по благословению архиепископа Амвросия (Щурова) была выпущена брошюра А.А. Федотова «Святые Земли Ивановской» издательства Макариев-Решемского мужского монастыря. Нужно отметить, что кроме о. Николая Горского, в книге идет упоминание еще о восемнадцати святых и подвижниках благочестия, прославивших своим житием Ивановскую землю. Судя по изданной по благословению архиепископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Амвросия (Щурова) брошюре от 1997 года, прославление иерея Николая Горского началось сначала на местном уровне в границах Ивановской области.
Брошюра 1997 года
В 2003 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, иерей Николай Горский был включен в Собор Иваново-Вознесенских святых.
В 2011 году, его изображение, как праведного иерея Николая Нагорненского было размещено на иконе, написанной Палехскими иконописцами по благословению епископа Иосифа (Македонова), ныне митрополита Иваново-Вознесенского и Вичугского.
Икона "Собор Иваново-Вознесенских святых" 2011 г.
В 2015 году, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, ввиду новых критериев и правил был утвержден новый список Ивановских святых, в котором праведного иерея Николая Нагорненского уже не было. Скорее это связано с тем, что о нем было очень мало информации, и до времени его исключили.
Однако, если взять в руки Календарь РПЦ издательства МП, пусть даже нынешнего 2021 года, то ко всеобщему удивлению, в святцах мужских имен мы можем обнаружить там праведного Николая Горского, относящегося к собору Ивановских святых. Все связанные с этим огрехи можно списать на человеческий фактор, однако, если по духовному взглянуть на всю эту ситуацию, то получается, что о. Николай остался в соборе Ивановских святых, не смотря на официальное его удаление.
2020 год был юбилейным для памяти о. Николая – 100-летие со дня блаженной его кончины. Однако эта дата для всех прошла незамеченной, так как мало кто знал о том, что в Решемском женском монастыре около руинированого Воскресенского храма похоронен священник, причисленный Русской Православной Церковью к лику святых.
Фотография иерея Николая Павловича Горского.
Семейный архив правнучки о.Николая Елены Юрьевны Митачкиной, с.Решма.
Для написания краткого жития священника Николая Павловича Горского, Алексею Александровичу Федотову послужила брошюра, которая, чудом сохранилась в единственном экземпляре. В благодарность за сохранение бесценного сокровища, передаваемого из поколения в поколение, дошедшего до наших дней в целости, без утрат, здесь хочется помянуть добрым словом правнучку иерея Николая, ныне покойную Низову Галину Юрьевну, в монашестве Игнатию. Эта книга – некролог «Памяти священника Николая Павловича Горского Воскресенской церкви, села Нагорного, Кинешемского уезда, Костромской губернии».
Некролог
Стоит только вдуматься, что брошюра всего-то насчитывает шесть листов пожелтевшей от времени бумаги. И эти двенадцать станиц содержат такой кладезь информации, что нам, ныне живущим потомкам нужно время, чтобы в полной мере осознать всю глубину изложенного. Не нужно забывать о времени, когда она была издана – сразу после смерти о.Николая, в конце 1920 или начале 1921 года. В советской стране уже во всю действовала жесткая цензура на издания подобного рода. Здесь есть все – слова соболезнования и утешения родным и близким, в пересказе жития почившего мужа, папы и собрата во Христе по служению у Святой Трапезы в алтаре.
Возможно, пробил тот самый час и имя иерея Божия вновь зазвучало! Благодаря потомкам о. Николая, живущим среди нас, а также сотрудникам Отдела религиозного образования и катехизации Кинешемской епархии, с февраля 2021 года, по крупицам собирается история священнического рода Горских. На сегодняшний день, удалось выяснить, что иерей Николай Павлович Горский является священником в седьмом поколении.
««Господи, священницы Твои облекутся в правду и преподобнии твои возрадуются». Служение пастыря тяжело и многотрудно и вместе с тем слишком незаметно для непосвященных. Каждый человек судит о деятельности другого по видимым каким-либо знакам, и по сим видимым знакам делается вывод о пользе каждого деятеля. Нельзя делать подобных выводов о пастыре. Деятельность пастыря духовная, невидимая; его дело спасать души вверенных его руководству духовных чад, насаждать, направлять и укреплять в них глаголы живота вечного, дабы привести их чистыми и непорочными пред лицо Судии и Пастыреначальника Господа Иисуса Христа. Для сего от пастыря требуется всегдашняя напряженная духовная деятельность, постоянная сосредоточенность, твердость веры и высокая чистота жизни. Мыслимо ли понять все это человеку непосвященному? И вот слышатся отовсюду речи, осуждающие пастырей, и очень многие делают вывод не о деятельности, а скорее о бездеятельности того или другого пастыря. Ложные посылы, ложное выходит и заключение из этих разговоров о пастырях…
Но, «Господи, священницы Твои облекутся в правду». Та тихая, незаметная внутренняя деятельность духа достигает своей цели. Пастырь среди усердной молитвы мучается за своих пасомых, страдает их печалями, радуется их радостями, просит Божией помощи нуждающимся. В сердечной заботе о других, о своих пасомых, пастырь должен забывать себя, нужды детей духовных заставляют его пренебрегать нуждами своей семьи. В борьбе между пастырским долгом и тяжелой обстановкой своей жизни мучается душа его, и падает изнеможденный духом пастырь пред престолом великого крестного Страдальца за мир, умоляя Его пощадить грешников, утешить сирых и страдальцев, помочь бедным накормить и напоить голодных, забывая в этот момент все обиды и оскорбления, какие ему приходится нередко терпеть от самих же пасомых. Вот в чем состоит величие пастыря» (Костромские Епархиальные Ведомости. 1908. №5 Отдел официальный).
Прочитав эти слова, которые более всего характеризуют служение святого праведного иерея Николая Нагорненского, а так же взирая на его икону, написанную Кинешемскими иконописцами, семейной четой Валерием и Верой Рогачевыми, и сегодня освященную, мы более и более проникаемся внутренним содержанием всех ее символов.
Основной, ключевой смысл этого образа заключается в том, что при жизни иерей Николай Горский служил, предстоя у Престола Божия в святом алтаре храма Воскресения Христова села Нагорное, ныне же предстоит во славе Божией в сонме праведных у Горнего Престола в окружении святых сил бесплотных, осеняющих своими крылами Этимасию. Приглядевшись, можно увидеть здесь соединение двух Церквей Небесной и Земной.
Икона "Праведный Николай иерей Нагорненский".
В настоящее время этот образ хранится в личных покоях правящего архиерея Кинешемской епархии Епископа Илариона (Кайгородцева).
Перед нами открывается Волжский пейзаж, который так любили писать художники, приезжавшие на пленэр в Решму-Нагорное. Левитан, Кустодиев, Бычков и многие-многие другие, запечатлели на своих полотнах, знакомые нам до боли места. Высокий, правый берег Волги с уходящими в даль красками золотой осени. Белый, пятикупольный храм Воскресения Христова с шатровой колокольней стоит в ограде приходского кладбища, на котором заметна могила с восьмиконечным крестом и пудовой, зажженной свечой. Калитка приоткрыта для пришедших богомольцев и натоптанная тропинка тому свидетельство. Из трубы вьется легкий дымок, оповещающий, что в печи пекутся просфоры для службы.
Отец Николай предстает в полный рост, облаченным в священнические одежды, с молитвенно воздетыми руками, словно возглашая молитву перед началом служения Божественной Литургии. Его стопы слегка касаются земли. Ощущение, что он стоит на цыпочках, подобно ребенку пытающемуся приподняться, стать выше, чтобы увидеть недосягаемое взгляду. Пальцы правой руки сложены в благословляющем жесте. Открытая ладонь левой повернута кверху, символизируя собой прошение. Как нищие, просящие милостыню, протягивают руку, так и отец Николай просит у Бога милости всем нам.
Его святой лик обращен к горнему миру, Престолу Божию. По древним канонам написания икон, портретные черты святого могут быть условными.
Горние Небеса разверзлись, и там, в бесконечности небытия «невидимое стало вдруг видимым»: стал виден Престол Уготованный - Этимасия, который означает собой второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа, Царство Божие.
Уже с VI века изображение аллегорической композиции Этимасия появляется на древних иконах и фресках. Этот символ сложен и прост одновременно: «У Бога есть Престол на небесах и Престол на земле».
Еще в рабочем эскизе этой иконы, многих смутил представленный на ней древний символ изображения Бога. Но если вдуматься и поразмыслить, то здесь мы видим самое каноническое изображение Святой Троицы, которая со временем претерпела не одну трансформацию.
Некоторые задавали логический вопрос: «Зачем?». Ведь можно было бы пойти по легкому пути и в небесных облаках изобразить Христа, восставшего из гроба, поскольку храм, в котором служил более тридцати лет о.Николай посвящен Воскресению Христову. Однако, упростив, можно потерять всю глубину концепции этой святой иконы.
Все готово к встрече с Богом: Престол облачен в красные одежды – символ Христовой багряницы. В образе святого Евангелия невидимо для всех восседает Сам Господь наш Иисус Христос. Святой Дух в виде белого голубя, расправив свои крылья, осеняет Его. Бог Отец в сиянии Своей славы пребывает повсюду. Небесные силы в образе шестикрылых, огненных Херувима и Серафима непрестанно воспевают славословие Святой Троице.
Позади святого Престола, на горнем месте, водружен крест Господень с венчающим его терновым венцом, по сторонам от него, расположены копие и трость. На подножии Божием, в чаше лежат четыре гвоздя. Все это орудия страстей Христовых, пройдя которые, Господь наш Иисус Христос даровал нам жизнь вечную.
Святой праведный иерей Николай Нагорненский изображен в облачении главного престольного праздника храма села Нагорное. «Пасха красная» – так воспевает Святая Церковь Воскресение Христово и поэтому ризы священника красного цвета, символизирующие цвет крови, которую за нас пролил Спаситель. Тканый узор в виде ветвей с пышными цветами, бутонами и листьями олицетворяет собой райские кущи, плетения, не имеющие ни начала, ни конца, указывают на вечность.
Самая верхняя одежда, в которую облачен о.Николай имеет наименование фелонь. В обиходе именуется риза – церковное, освященное по особому чину богослужебное одеяние священника, являющееся внешним, вещественным прообразом небесных одежд Господа, ангелов и святых. Древний вид фелони представлял из себя колоколообразный мешок, без рукавов, с вырезом для головы. Для удобства ношения, спереди сделан большой полукруглый вырез.
Две полосы с шестью равноконечными крестами объединенные в одну посредством круглых пуговиц и выходящая из-под фелони священника называется епитрахиль. Она соединяет в себе два основных символа: благодати Божией и благого ига священства, как крестной ноши, которую несет священник, подражая Христу, несшему крест на Голгофу за спасение рода человеческого.
На обоих руках, на запястье, имеются своего рода манжеты, именующиеся поручами. Знаменуют собой Божию силу, крепость и означают, что не человеческие руки священнослужителей, а сам Господь через них совершает таинства Своей Божественной силой.
На левом бедре, под рукой, мы видим набедренник – прямоугольный плат с изображенным на нем крестом. Набедренник означает меч духовный – слово Божие, которым вооружается против нечестия, ереси, всего греховного и порочного. Первая по очереди награда за ревностное служение Церкви.
Общим одеянием для всех степеней священства является подризник. Это самое древнее одеяние священнослужителей. Он представляет собой длинную одежду до пят в виде рубахи с узкими рукавами, на концах которых имеются шнуры-завязки, символизирующие путы, связывавшие руки Иисуса Христа, ведомого на суд.
Не лишним стоит упомянуть еще одну деталь облачения, хоть ее и не видно на иконе – это пояс, но он точно есть. Пояс надевается поверх епитрахили и подризника. Он знаменует готовность служить Господу, а также силу Божию, которая укрепляет священнослужителей в прохождении их служения. Пояс напоминает и то полотенце, которым препоясывался Спаситель при омовении ног ученикам Своим на Тайной Вечери.
Бархатная фиолетовая камилавка – головной убор белого духовенства, отнесенный к числу церковных наград. Символически означает терновый венок Иисуса Христа и умерщвление плоти.
Сияние в форме круга вокруг головы символизирует его святость перед Богом и называется нимбом.
На груди у о.Николая висит четырехконечный крест именуемый наперсным, то есть нагрудным. Это символ спасения и искупления, знамение победы Христа над смертью и адом. На обороте креста имеется надпись «Пресвитеру дающему образ верным словом и житием». В основе этой строки лежит цитата, взятая из Священного Писания – Первого послания святого апостола Павла к Тимофею (глава 4, стих 12), которая звучит так: «Образ буди верным словом, житием, любовью, духом, верою, чистотою».
Малиновый перезвон колоколов шатровой колокольни, мягкий и мелодичный плывет в Волжских далях. Чайки над водой, кот на скамейке, рыбак вдалеке – все это делает образ мирным.
Количество глав храма Воскресенского храма раскрывает в числовой символике иерархию устроения Небесной Церкви. Пять глав обозначают Господа Иисуса Христа и четырех апостолов-евангелистов Матфея, Марка, Луку и Иоанна. Храм – образ всего Божественного Царства, к которому Церковь ведет весь мир.
Открывая мир иконы, человек раскрывает для себя мир Божественной любви, красоты и святости. Через созерцание человек приобщается к молитвенному опыту святых и сам учится молиться. А значит, может увидеть путь спасения, который может преобразить и его самого.
Николай Павлович Горский родился 11/24 апреля 1864 года в семье потомственного священника Павла Гавриловича и Екатерины Ивановны Горских в городе Галич Костромской губернии.
С ранней юности в нем ярко стало проявляться стремление к служению Богу и Его Святой Церкви.
По окончании Костромской духовной семинарии, в сентябре 1886г. Николай Павлович Горский вступил в брак с Клавдией Яковлевной Воробьевой, дочерью дворянина Якова Воробьева.
15 февраля 1887 года, в возрасте 23 лет, Николай Павлович Горский был рукоположен в священника к Никольскому храму села Кузьмино (Космино) Нерехтского уезда, ныне Приволжский район Ивановской области.
Храмы села Нагорное, ныне село Решма
Через два года, 5 ноября 1889 г., иерей Николай Горский был перемещен на служение в Воскресенский приход села Нагорное, ныне комплекс храмов Макариев-Решемского женского монастыря, находящиеся в Кинешемском районе Ивановской области.
Более тридцати лет иерей Николай служил настоятелем храмов Воскресения Христова и святителя Николая Чудотворца.
За это время сумел найти подход к душам и сердцам людей. Своей бескорыстностью и готовностью по первому зову прийти на помощь, он заслужил любовь и доверие народа. Люди видели в нем удивительный пример живой веры и духовной силы.
Господь благословил семейный брак иерея Николая и Клавдии рождением двенадцати детей: Павла, Николая, Евгении, Варвары, Леонида, Иакова, Екатерины, Елены, Михаила, двух Галин и Марии.
Иконка "Святитель Николай Чудотворец"
Иерей Николай мирно отошел ко Господу 6/19 декабря 1920 году в день своего тезоименитства, на память святителя и чудотворца Николая. По окончании Божественной Литургии и отпевания, при огромном стечении богомольцев был погребен у колокольни Воскресенского храма села Нагорное. От роду ему было 56 лет.
Вся жизнь его была следованием за Христом, ежедневным подвигом любви к Богу и ближним.
По завещанию самого иерея Николая Павловича Горского, его похоронили не у алтаря, где обычно погребают священников, а у входа в Воскресенский храм, вблизи колокольни, у дороги, чтобы всякий идущий в Дом Божий мог вознести о нем заупокойную молитву Богу.
В советское время кладбище вокруг Воскресенского храма бульдозером было стерто с лица земли и могила иерея Николая, казалось, была утрачена навсегда. К огромному сожалению, ни время, ни люди не пожалели и сам храм села Нагорное, от которого в настоящее время остались одни руины.
Могила праведного иерея Николая Горского на фоне Никольского храма Макариев-Решемского женского монастыря
В нынешнем 2021 году, благодаря чудом сохранившимся фотографиям, воспоминаниям родственников, а также кропотливому труду архитектора Алексея Валерьевича Рогачева, удалось определить примерное место погребения иерея Божия. А к празднованию памяти Собора Иваново-Вознесенских святых, который удивительным образом совпал в этом году с двунадесятым праздником Святой Троицы, по благословению Его Преосвященства Епископа Кинешемского и Палехского Илариона (Кайгородцева), молитвами сестер Макариев-Решемского женского монастыря, усердием потомков святого праведного иерея Николая Горского, а также при согласовании с администрацией Решемского сельского поселения и содействии ИП «Натуральный Камень» Ильи Алексеевича Огорельцева, на возрожденной из небытия могиле праведника был воздвигнут гранитный памятник с крестом и лампадой. На лицевой стороне памятника имеется надпись: «Святый праведный иерей Николай Павлович Горский. 24(11) апреля 1864 г. - 19(6) декабря 1920 г. День памяти 20(7) июня». На другой стороне размещена молитва, в память утраченного некрополя Воскресенского прихода села Нагорное: «Упокой, Господи, всех здесь погребенных православных христиан и сотвори им вечную память».
Могила праведного иерея Николая Горского на фоне Воскресенского храма Макариев-Решемского женского монастыря
Для более точного определения местонахождение могилы, никаких археологических раскопок не проводилось, так как это уже относится к обретению мощей, на которое должно быть благословение Святейшего Патриарха. При установке ограды вокруг креста, ограничились периметром 4х4 метра.
Придет время, Бог даст, когда при восстановлении Воскресенского храма Макариев-Решемского женского монастыря расчистив все фундаменты, сняв при этом большой слой земли, определится и то место, где заповедовал похоронить себя сам о. Николай. А пока, мы можем просто подойти на поклон к его святой иконе в храме или к памятному кресту и затеплив лампаду, обратиться с просьбой к ходатаю и молитвеннику за землю нашу святому праведному иерею Николаю Нагорненскому!
Святителю отче Николае, моли Бога о нас!
Святый праведный отче Николае, моли Бога о нас!
Праведному иерею Николаю Нагорненскому
Тропарь, глас 1:
Радуйся, Церковь Небесная!/ Радуйся, Церковь Земная!/ Прославляющи днесь праведного иерея Николая!/ Радуйся, земле Решемская,/ получивши заступника перед Господем!/ Присно день и нощь в делах всяких,/ пастырь сей трудолюбно подвизался еси,/ паству наставляющи, души врачующи,/ умы научающи нас недостойных./ Сподоби благочестно прославити святого пресвитера земли нашея./ Того предстательством, долготерпеливе Господи// сохрани нас до скончания века!
Величание:
Величаем тя,/ святый праведный отче Николае,/ и чтим святую память твою,/ ты бо молиши за нас// Христа Бога нашего.
Дни памяти:
7/20 июня
Собор Иваново-Вознесенских святых.
11/24 апреля 1864 года
Рождество от благочестивых родителей протоиерея Павла Гавриловича Горского и его жены Екатерины Ивановны.
6/19 декабря 1920 года
Преставление ко Господу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий