среда, 8 июля 2015 г.

12 января 2015 года


1075 лет – преставления преподобной Феодоры Цареградской 
(30.XII 940)


Пре­по­доб­ная Фе­о­до­ра бы­ла ро­дом гре­чан­ка, име­ла боль­шое бо­гат­ство и жи­ла сна­ча­ла в хри­сти­ан­ском су­пру­же­стве. По смер­ти му­жа, она, по за­по­ве­ди Гос­под­ней, «взя­ла крест свой» и при­ня­ла мо­на­ше­ский чин, чтобы сле­до­вать за Хри­стом (Мк.8:34; Мф.16:24). 







Это бы­ло в цар­ство­ва­ния Ро­ма­на[1] при жиз­ни пре­по­доб­но­го Ва­си­лия Но­во­го[2], ко­то­рый про­жи­вал в до­ме Фе­о­до­ры, в на­ро­чи­то для него устро­ен­ной мо­лен­ной кел­лии и под ру­ко­вод­ством ко­то­ро­го она про­во­ди­ла бла­го­че­сти­вую жизнь. До­жив так до ста­ро­сти, она пре­ста­ви­лась ме­ся­ца де­каб­ря в трид­ца­тый день. И ко­гда ду­ша пре­по­доб­ной Фе­о­до­ры, по раз­лу­че­нии от те­ла, несе­на бы­ла свя­ты­ми Ан­ге­ла­ми, то пре­по­доб­ный Ва­си­лий пре­ду­пре­ди­тель­но дал им, на по­мощь ее ду­ше, как бы некий ка­пи­тал для вы­ку­па, до­став из сво­ей па­зу­хи ков­че­жец.

У то­го Ва­си­лия бы­ло уче­ник, по име­ни Гри­го­рий, ко­то­рый мо­лит­вен­но спра­ши­вал Ва­си­лия:

— Где пре­бы­ва­ет Фе­о­до­ра?

И вот од­на­жды, ко­гда Гри­го­рий спал, к нему явил­ся свет­ло­го ви­да юно­ша и ска­зал:

— Иди ско­рее, те­бя зо­вет пре­по­доб­ный Ва­си­лий, чтобы по­ка­зать те­бе Фе­о­до­ру.

Гри­го­рий тот­час вос­хи­щен был к вра­там рая, по­том вве­ден был в ме­ста свя­тые и там уви­дел он пре­по­доб­но­го Ва­си­лия и Фе­о­до­ру, и все они вме­сте воз­ра­до­ва­лись. И спро­сил Гри­го­рий:

— Гос­по­жа Фе­о­до­ра! — как ты пре­тер­пе­ла страш­ный час смер­ти и как из­ба­ви­лась от лу­ка­вых ду­хов?

Она же рас­ска­за­ла по по­ряд­ку:

— Ко­гда я ду­шою сво­ею раз­лу­чи­лась от те­ла, то уви­де­ла страш­ных ефи­о­пов, ко­то­рые по­ка­зы­ва­ли мне сви­ток с на­чер­та­ни­ем всех мо­их пер­вых дел и взвиз­ги­ва­ли как сви­ньи, скре­же­ща на ме­ня зу­ба­ми. По­том взя­ли ме­ня Ан­ге­лы и по­нес­ли по мы­тар­ствам. Пер­вое мы­тар­ство бы­ло — лжи­вость; вто­рое — кле­ве­та; тре­тье — за­висть; чет­вер­тое — лож­ная обид­чи­вость по са­мо­лю­бию; пя­тое — гнев с яро­стью; ше­стое — гор­дость; седь­мое — брань и сра­мо­сло­вие; вось­мое — ли­хо­им­ство и лесть; де­вя­тое — тще­сла­вие; де­ся­тое — среб­ро­лю­бие, один­на­дца­тое — пьян­ство; две­на­дца­тое — зло­па­мя­то­ва­ние; три­на­дца­тое — ча­ро­дей­ство; че­тыр­на­дца­тое — волх­во­ва­ния и упо­треб­ле­ния та­лис­ма­нов; пят­на­дца­тое — чре­во­уго­дия и идо­ло­слу­же­ние; шест­на­дца­тое — пре­лю­бо­де­я­ние; сем­на­дца­тое — убий­ство; во­сем­на­дца­тое — во­ров­ство; де­вят­на­дца­тое — блу­до­де­я­ние; два­дца­тое — неми­ло­сер­дие. И ес­ли в ка­ком ли­бо мы­тар­стве для мо­е­го оправ­да­ния по­ка­за­ния толь­ко мо­их доб­рых дел бы­ло недо­ста­точ­но, то Ан­ге­лы при­бав­ля­ли к мо­им доб­рым де­лам от да­ра доб­рых дел пре­по­доб­но­го Ва­си­лия. Так я и про­шла бес­пре­пят­ствен­но все мы­тар­ства и бы­ла вве­де­на в это бла­жен­ное ме­сто. Ес­ли же ду­ша бу­дет греш­на, то пре­да­ет­ся тем ефи­о­пам, а они, тер­зая, све­дут ее в му­ки.


И тот­час Гри­го­рий проснул­ся и рас­ска­зал нам, что он ви­дел и что слы­шал в со­сто­я­нии сво­е­го сон­но­го вос­хи­ще­ния. Мы же, слы­шав то, удив­ля­лись и бла­го­да­ри­ли ве­ли­ко­го Бо­га и Спа­са на­ше­го, спо­до­бив­ше­го Фе­о­до­ру Сво­е­го до­сто­я­ния в небес­ных оби­те­лях.

При­ме­ча­ния
[1] Им­пе­ра­тор Ро­ман I Ла­ка­пен цар­ство­вал в Ви­зан­тии с 919-944 г.
[2] Пре­по­доб­ный Ва­си­лий Но­вый пять­де­сят лет под­ви­зал­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле и умер око­ло по­ло­ви­ны X сто­ле­тия. Па­мять его — 26-го мар­та.

Источник:

Комментариев нет:

Отправить комментарий