среда, 15 июля 2015 г.

20 мая 2015 года

200 лет –обре́тения мощей преподобного Нила Мироточивого, Афонского 
(7.V 1815)

Святой и блаженный Нил, воссияв в поздние времена, подвигами своими превзошел многих даже и древних подвижников. Новое доказательство, что добродетель, благочестие и любовь к Богу не определяются временами и годами, но имеют свое основание в нашей воле и произволении.
     Святой Нил был сыном благочестивых и православных родителей, живших в Морее или нынешней Греции, в селении святого Петра Законийской епархии. 
Еще в ранних летах лишился он родителей, но нашел их в своем дяде иеромонахе Макарии. Этот дядя был бдительным и искренним надзирателем за всеми движениями ума и сердца этого будущего сосуда благодати Святого Духа. И нетщетными оказывались многозаботные попечения пестуна над его воспитанником. Племянник, обладая прекрасными природными дарованиями, при неусыпном и искреннем о нем старании дяди, оказывал быстрые успехи в умственном и нравственном отношениях. Поэтому юный Нил, достигнув совершеннолетия, принял монашеский постриг и удостоен был рукоположения во иеродиакона, а потом и во иеромонаха. Таким образом достопочтенный дядя и достойный его племянник единодушно подвизались добрым подвигом. Но эти высокие и девственные души, уязвленные пламенной и всецелой любовью к пресладкому Небесному Жениху, во славу Его, возгорели желанием подвигов больших. Найдя существующее свое местопребывание недостаточным для осуществления такого пламенного желания, они удалились из своего отечества и пришли на Святую Афонскую Гору.
     Посетив здешние обители, скиты и пустыни с целью обретения места, удобного для безмолвия и высоких подвигов, наконец пришли они в одно место, издревле называемое Святые Камни. Это место тогда было еще пусто и не заселено, так как отличалось чрезвычайной дикостью и безводностью. Блаженный Макарий и божественный Нил, найдя его, однако ж, весьма удобным для глубокого безмолвия и полностью соответствующим святым намерениям, исполнились такой радостью, какую ощущают обретшие многоценное сокровище. Полные этой неподдельной радости, они явились в Лавру и просили благословения на владение этим местом1 и на устроение там келий. Игумен Лавры со старшей братией, видя чистоту и божественное желание просителей, которые и самой своей наружностью внушали к себе почтение и уважение, с радостью согласились на их прошение и в знак своего согласия дали им письменное уверение. А священный Макарий, по обыкновению Святой Горы, внес в Лавру небольшой денежный вклад, как дань дружбы. Получив, таким образом, право на владение местом, блаженные труженики приступили к расчищению его.
     Каких же стоило им это трудов; сколько при этом пролито ими пота! Но души, разожженные ревностью о Боге, не замечали своих трудов, и вскоре восстал, как Феникс, святой храм в честь и славу Царя Небесного с помещениями при нем для земных Ангелов, славословящих Его день и ночь. Скоро после устроения келий божественный Макарий мирно почил о Бозе от бремени праведных трудов своих, сделав племянника наследником во всем и достойным преемником и правителем келий.
     После этого блаженный Нил, более и более разжигаясь пламенем любви к Виновнику своего бытия, желая совершенной неотвлекаемости от занятия высочайшим предметом своей любви, как бы сказать, стремясь слить свою любовь с предвечного Любовью, находит и это место не совсем соответствующим святым стремлениям пламенной его души. Поэтому он отыскивает другое, более способное удовлетворить его стремлению и поселяется там. Место это в то время по своей дикости, суровости и обилию наводящих ужас исполинских скал и стремнин было недоступным не только для людей, но и для имеющих обыкновенным прибежищем высокие горы и камни (ср: Пс. 103:18). Отсюда само собой разумеется, что для истинной любви к Богу собственно нет опасностей и трудностей.
     Она их вовсе не замечает, если только всецело занята своим высоким предметом. Примером тому — бесчисленное множество мучеников, великомучеников и подвижников, удививших своими подвигами не только людей, но и Ангелов. Опасения трудностей на стезе любви к Богу выражают еще неискренность и неполноту ее. Проникнутые ею всецело, перед лицом неба и земли, они свидетельствовали, что ничто ни в этом, ни в будущем веке не может отлучить их от предмета пламенной любви (ср: Рим. 8:38—39). Так и этого божественного труженика, блаженного Нила, что заставило презреть все трудности и неприятности, даже саму опасность для жизни? Всецелая любовь души его к Богу.
     Истинно любящие Бога и живущие по Богу всячески стараются скрывать свои добродетели, плач и слезы, опасаясь стрел тщеславия и похвалы людской, желают, чтобы ум их не был стесняем заботами о суетном и мирском, но чтобы был постоянно устремлен к Богу. Так точно и божественный Нил, желая, чтобы даже сподвижники не слышали сердечных его воздыханий и молитв к Богу и не видели подвигов и слез, чтобы ум его и сердце постоянно заняты были Богом, чтобы можно было всегда себя посвятить Богу и чтобы не прерывал небесных его упражнений, нашел место для своего уединения, неприступное почти для любого живого существа, нашел и, не обращая внимания на невыразимые трудности и даже опасности для жизни, поселился там. А поселившись, мужественно терпел до конца своей жизни всякую тесноту и бедствие, презрев всякое телесное упокоение и человеческое утешение. Какие же подвиги видела пещера, вместившая этого мужественнейшего подвижника! Сколькими теплыми слезами плакавшего по Боге день и ночь оросилась она! Какой борьбы с демонами и каких побед над ними была она свидетельницей! И после побед над темными силами сколькими освятилась она небесными видениями и ликостояниями Ангелов, являвшихся сюда для утешения равноангельного подвижника! Всего этого мы не знаем; это известно только Всеведцу. Но для нас и место его подвигов является безмолвным и громогласным проповедником о величии их; не менее свидетельствует об этом и прославление потом священных его останков.
     И вот пришло время окончания земных злостраданий этого славного подвижника и упокоения его там, где ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет (Откр. 21:4). Умерщвлявший всегда свое тело безболезненно отдает общий долг смертности и отходит к Тому, Коего душа его желала с юности, возносясь на небеса в песнопениях и торжественном сопровождении Ангелов. В теснейшей своей пещере, ознаменованной и освященной столькими дивными подвигами, он мирно предал в руки Божии свой дух. При ней же братия его келии благоговейно предала земле многопобедное и многотерпеливейшее его тело. А чудный во святых Своих великодаровитый Мздовоздаятель, славно прославляющий славящих Его, в верное и ясное свидетельство чистой и божественной жизни этого высокого подвижника, прославил его тем, что из гроба его впоследствии начало истекать благовонное целительное миро. Миро это, как свидетельствует предание, текло так обильно, что стекало вниз по стремнине до самого моря2. И когда разнеслась об этом слава, то стали во множестве стекаться сюда христиане из самых отдаленных стран Востока, приставая своими каиками (лодками) ниже пещеры, чтобы получить это священное миро для исцеления и освящения души и тела. Поэтому, говорят, и место, находящееся ниже пещеры Ниловой, названо Кораблестояние. Преподобный же с того времени наречен Мироточивым. При этом рассказывают, что ученик святого Нила, бывший очевидцем скромности и глубокого смирения своего старца при земной его жизни, не вынося беспокойства от множества стекающихся мирян, будто бы решился жаловаться своему прославленному старцу на него самого, что тот, вопреки своим словам — не искать и не иметь славы на земле, а желать ее только на небесах, — весь мир скоро наполнит славой своего имени, чем нарушит спокойствие Святой Горы, когда во множестве начнут приходить к нему для исцелений. И это так подействовало на святого мироточца, что сразу же миро иссякло.
     Некоторые из кавсокаливских отцов, исцелившиеся от различных болезней благоговейным молитвенным призыванием святого на помощь, по чувству святой благодарности решили построить при его пещере храм. 7 мая 1815 года приступили к постройке. Копая место для Фундамента, открыли незамечаемый ранее свод, и вдруг почувствовали неизреченное благоухание.
     Нужно сказать, что до того времени, хотя все были уверены, что мощи и гроб преподобного находятся при его пещере, но не знали определенно, в каком именно месте. Для непытливой веры достаточно было только знать, что там находится чтимая святыня. Итак, разломав этот свод, нашли бесценное сокровище — священные мощи святого, благоухавшие невыразимым райским ароматом. Тотчас же сообщили об этом в Лавру. Лавра немедленно прислала иереев. Иереи, взяв с величайшим благоговением из-под свода святые мощи, перенесли их в Лавру. Там в то время находился Константинопольский Патриарх Блаженный Григорий V, который и участвовал во встрече святых мощей. Лавра, достойно украсив череп и челюсть святой главы, первый оставила у себя, положив во святом алтаре вместе с другими святыми мощами, вторую же отослала в келию святого Нила как святыню для пребывающих там и приходящих ради благоговения к святому и почитания его памяти. Между тем завершено было и устройство священного храма при пещере святого Нила. Он, сообразно с пространством места, может вместить не более 15 человек. Позади алтаря этого храма обозначено место, где был гроб святого.
     Вот краткое описание жизни преподобного отца нашего Нила, который, как верный раб и благодарный делатель, послужил Владыке и Богу нашему в привременной жизни и прославил Его в телеси своем, умертвив душевредные страсти и злые похоти плоти, презрев всякое временное спокойствие тела и даже самые необходимые его нужды. За что и всещедрый дародатель Бог прославил его на земле, освятив временно злострадавшее его тело и дав его останкам благодать исцеления недугов душевных и телесных всех с верой к ним притекающих. Более же он прославляется ныне на небесах, веселясь своим духом со всеми святыми и Ангелами и наслаждаясь невечерним светом и неизреченной красотой Триипостасного Божества.
     Молитвами и ходатайством преподобного отца нашего Нила да сподобимся и мы после земной наслаждаться вместе с ним блаженной и не стареющей вечной жизнью. Аминь.

Тропарь преподобному Нилу Мироточивому, Афонскому, глас 1:
     Монашествовав Богоугодно в горе Афонстей, в молитвах и постах Бога взыскал еси и стал еси приятелище чистое Духа, облиставая верным добродетелей лучи, имиже осияваеши, Ниле, вопиющих тебе: слава прославльшему тя Богу слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак, глас 3:
     Еже от земли явление священных мощей твоих, Ниле, совозсияло сиянию Креста, того бо вожделел еси, тепле от младенства, кости твоя, сораспявшияся Христови, воскресшему яко Превечному Богу, Того прияша благодать.

Величание

     Ублажаем тя, преподобне отче Ниле, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

Источник:

Комментариев нет:

Отправить комментарий