Иногда в путешествиях, чтобы совместить приятное с полезным, а не просто сидеть и смотреть в окно, беру с собой рукоделие. Да и что я там могу нового увидеть? Все как обычно – средняя полоса России. Иногда, конечно, поднимаешь глаза и смотришь на дорогу и на мимо проплывающий красивый пейзаж, а потом опять пристальный взор сосредотачивается на своем деле. Одновременно со всем этим, можно и диалог вести, если есть собеседник и общие темы для разговоров.
Так, 7 июня 2019 года я поехал в паломническую поездку в Толгский монастырь от архиерейского подворья храма Благовещения г.Кинешма. В большом, комфортабельном автобусе, собрались желающие посетить святое место и приложиться к мощам святителя Игнатия Брянчанинова. Пригласил меня в эту поездку, настоятель подворья, иерей Роман. Вместе с ним поехали его сын и супруга, матушка Вероника.
Когда автобус выехал на большую дорогу, я достал свое рукоделие, чем многих удивил, хотя мне, как монашествующему это рукоделие не кажется чем-то поразительным. Если почитать в патериках жития святых, то можно узнать, что практически все монахи своим рукоделием зарабатывали себе на пропитание. Кто-то плел корзины и продавал их, а на вырученные деньги мог жить. Я же плету четки, которые бесплатно отдаю в дар. Если же благодарный человек захочет отблагодарить за подарок, я никогда не отказываюсь от пожертвований, так как приходится самому покупать весь материал, из которого они плетутся.
Поскольку дорога была дальней, световой день большой и времени будет много, то я подготовился основательно, взяв с собой заготовку для плетения из сутажа изумрудно-зеленого цвета с красивыми, металлическими, в форме цветков, бусинами. Матушка сразу заинтересовалась, так как многие женщины в дороге вяжут крючком или на спицах. Здесь же священник достал красивый шнур и принялся выплетать на руке узлы четок. Единственным инструментом была длинная большая игла с бусиной на конце. Острым углом иголка помогала в определенные моменты поддевать нужный шнур.
Увидев для себя новый горизонт, который матушка могла бы перенять, она обратилась ко мне, сказав: «Батюшка, а Вы научите меня плести четки?» На ее вопрос, тут же ответил: «Да, конечно, научу, но перед этим расскажу страшную сказку!» Все, кто был рядом, затаили дыхание в ожидании интересного рассказа.
«Четки меня научил плести иеромонах Серафим (Ковалев), духовник Владимирского Богородице-Рождественского мужского монастыря. В эту обитель я иногда приезжал в гости, чтобы помолиться и потрудиться, поскольку в то время я еще учился на последнем курсе Суздальского художественно-реставрационного училища. Не сразу, но я запомнил все эти хитросплетения, чтобы получался узелок.
Так однажды, я поехал в гости к одному священнику, иерею Игорю Зуйченко. Он служил в селе Санино Суздальского района, не так далеко от знаменитого на весь мир села Кидекша, в котором стоит белокаменный Борисоглебский храм 1152 года постройки.
Отец Игорь ранее служил в самом Суздале, поэтому мы и оказались знакомы, к тому же он был женат на студентке того же училища, где и я учился. С его женой, Еленой Андреевой, я познакомился, когда в их группе позировал на уроке живописи в качестве натурщика.
Одним словом, как-то я приехал к ним в гости. Был банный день. Все уже помылись. Последним пошел в баню отец Игорь. Пока его не было, я рассказал матушке, что недавно научился плести четки и даже ей предложил попробовать заплести сложный узелок. Как раз в тот самый момент, когда матушка на своей руке пыталась сформировать узел, пришел из бани весь красный, разгоряченный от банного жара и пара , отец Игорь. Увидев от дверей эту картину, как его жена учится плести четки, как закричит на весь дом: «Ты что сделал? Ты разрушил нашу семью!» Я испугался не на шутку, так как таким разгоряченным уже в другом понятии, я не видел отца Игоря. «Ты, что разве не знаешь, что четки могут плести только монашествующие?» - так он продолжал свою речь. Я покачал головой, матушка же отдала мне все шнурки, чтобы избежать большего скандала.
Надо отметить, что отец Игоря был родом из Украины и возможно, там сохранились традиции, которые у нас в России были утрачены за период богоборческой власти.
Со временем, к сожалению, брак их распался. Оба они приняли монашество, как и полагается в таких случаях, когда разводится батюшка с матушкой. Он стал иеромонахом Симеоном, а матушка стала монахиней Фомаидой. Их общий сын Димитрий, жил и воспитывался при маме, в женском монастыре Иоанна Милостивого г. Мстёра, где она, к тому же была его настоятельницей.
Тот день врезался мне в память из-за яркости происшедших событий и тех слов, которые произнес приходской, женатый батюшка. Поэтому перед тем как кого-то научить плести четки рассказываю эту историю»
После моего рассказа матушка Вероника задумалась, а батюшка Роман ей сказал: «Ты, это, мать – подожди, не спеши!». В завершении изложенного, я все же спросил у матушки: «Ну что, будем учиться плести четки?!» Она ответила, что нет! Все присутствующие, кто был и слышал мой рассказ, а так же диалог с матушкой Вероникой, переглянувшись улыбнулись.
Удивительно наблюдать, что мой рассказ на всех действует одинаково и у многих, не у всех, пропадает желание научиться плести четки. Может, все таки батюшка, иеромонах Симеон был прав в том, что это рукоделие чисто монашеское?! Я тоже со временем встал на монашеский путь, приняв иноческий постриг в 1995 году, через два года после окончания художественного училища.
Прошу молитв
о здравии: иерея Романа, Вероники с/ч, монахини Фомаиды с сестрами
о упокоении: иеромонаха Симеона
18.01.2021
Другие рассказы священноинока Александра (Завьялова), руководителя ЕОРОиК можно прочитать, пройдя по ссылке на сайт Свято-Покровского храма деревни Дьячево, настоятелем которого он является: https://dyachevo.blogspot.com/p/blog-page_59.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий