пятница, 5 февраля 2016 г.

27 ноября 2015 года

II Епархиальные Рождественские образовательные чтения
«Традиции и новации: культура, общество, личность»


Доклад Преосвященнейшего Илариона, епископа Кинешемского и Палехского

«Русская цивилизация и православная культура»
Дорогие отцы, братия и сестры!


Сегодня, открывая в Кинешме региональный этап XXIV Международных Рождественских образовательных чтений, мне хотелось бы сказать несколько слов о значении Православия как Традиции с большой буквы в культуре нашего Отечества.

Рассмотрение данной темы видится сейчас особенно актуальным, когда и в России, и во всем мире мы сталкиваемся с откровенными вызовами христианским ценностям и должны противостоять тем разрушительным силам, которые оправдывают грех и нравственную распущенность.

В последние два с половиной десятилетия Русская Православная Церковь и ее Священное Предание или Традиция с большой буквы стали открытием для нашего народа. Множество оторванных от Церкви людей нашли дорогу в храм. В наше время - как никогда стали - доступны широкому кругу читателей тексты Священного Писания – Библии, святоотеческие творения и научно-богословская литература, издаваемые в большом количестве церковными и даже светскими издательствами. Однако широкие возможности приобщения людей к православной вере не исключают случаев ее неверного - искаженного понимания. В нашем обществе имеются попытки чрезвычайно опасных опытов приобщения к псевдо-православным духовным традициям, молитвенно-аскетическим практикам, которые идут вразрез с Православным Преданием.

Сегодня процесс обретения забытой Традиции, воцерковления общества и возрождения Церкви продолжается. Поэтому крайне важно углубить наше понимание христианской Традиции и наше собственное место в ней.

Древняя Русь приняла Православие из Византии – самого культурно - и экономически развитого средневекового государства Европы. Из Византии же была заимствована и традиция симфонии властей – светской и духовной. Концепция симфонии властей отличается от иных форм церковно-государственных отношений следующим: это равноправное, «неслитное» и «нераздельное» сосуществование церковной власти и светской. Суть симфонии заключается в обоюдном сотрудничестве, взаимной поддержке и взаимной ответственности, без вторжения одной стороны в сферу исключительной компетенции другой. По словам известного общественного деятеля конца XIX – начала XX вв. Льва Александровича Тихомирова, «Византия может похвастаться тем, что нигде вопрос о союзе церкви и государства не был решен более удачно». Именно поэтому симфония властей стала идеалом для других православных стран, в том числе и для России.

Благодаря заимствованной из Византии традиции симфонии властей Православная Церковь в России имела возможность непосредственно влиять на развитие самых разных сторон жизни ее общества. Решающую роль Православие сыграло не только в становлении русской государственности, но и в развитии отечественной культуры.

Важно понимать, что во все времена Церковь и государство решают принципиально разные задачи: для Церкви главное – спасение душ ее членов, а для государства – материальное развитие и благосостояние его граждан. Связующим звеном между этими двумя задачами является культура. Культура – это своеобразный мостик между верой и экономической повседневностью. Именно в сфере культуры Русская Церковь и оказала решающее влияние. Православная традиция породила уникальную по своему духовному содержанию русскую культуру, которая стала «честью и славой» русского народа и внесла огромный вклад в мировую культурную сокровищницу.
«Культура» - понятие многозначное, подразумевающее, в том числе, среду обитания, которую создает сам человек. Очень близко к понятию «культуры» находится и понятие «цивилизация», определяющее особое состояние культуры, характерное для ее развития на протяжении нескольких последних тысячелетий.

Ученые – создатели цивилизационной теории – Данилевский Н.Я. Шпенглер О., Тойнби А.Д., доказали, что ядром каждой цивилизации является религия, то есть тип верования. Религия задает ценностную шкалу в социуме, то есть понятия о добре и зле, о том, что допустимо в семье и обществе, а что неприемлемо, какое поведение осуждается, а какое приветствуется. Даже если в дальнейшем культура подвергается значительной секуляризации, а люди – носители культуры - могут стать религиозно индифферентными, все равно шкала ценностей у них будет ориентирована на мировоззрение предков.

Наша отечественная культура неотделима от православного миропонимания, так как русская цивилизация берет свое начало с судьбоносного события Крещения Руси. Православие на протяжении веков учило русского человека осмыслять действительность таким образом, что даже внешне порывая с верою, некоторые русские писатели XIX-го века, например, Иван Сергеевич Тургенев, утверждали в своих произведениях именно христианские ценности: совестливость и скромность, трудолюбие и самоотверженность, милосердие и любовь к Родине.

Именно поэтому даже в самые атеистические советские времена чтение русской классики смогло защитить несколько поколений советских людей от полной потери исторической памяти. Через классическую отечественную словесность русские люди впитывали в себя нормы христианского отношения к миру и человеку, размышляли о добре и зле, о жизни и смерти, о вере и сомнении, о любви и самопожертвовании, о судьбах мира.

При этом выдающиеся российские мастера культуры и искусства сумели отразить в своих творениях не только живые национальные черты, но и общечеловеческие ценности, предвосхитили общемировые культурно-исторические тенденции. Благодаря всему этому русская культура стала тем пророческим словом, внимание к которому никогда не иссякнет во всем мире.

Не только русские писатели, но и философы, композиторы, художники, деятели театра и кино представили в своих творениях не эвдемонический, а сотериологический тип культуры, когда под смыслом жизни понимается не одно только «собирание себе сокровищ на земле», а служение Истине, Добру и Красоте.

К сожалению, в наш век мы видим, как религиозное основание культуры интенсивно размывается, и это неминуемо ведет к ее разрушению. А за разрушением культуры непременно следует утрата общечеловеческих ценностей, потеря традиционных устоев жизни, распад человеческой личности. Что мы теперь и наблюдаем.

Сегодня переоценку ценностей диктует уже не концепция классовой борьбы, как в советское время, а либеральная идеология современного западного общества, позиционирующего себя как общество толерантности и вседозволенности. Либеральная идеология поднимает на щит иные смыслы бытия: «успешность» как цель жизни, карьерный рост и умение «делать деньги», нравственный релятивизм и своеволие, пренебрежение традиционными семейными ценностями. Подлинная культура подменяется «популярной», т.е. различными субкультурами и культурными эрзацами, которые дезориентирует общество, пропагандируют безвкусицу, пошлость, вседозволенность, эпатаж и потакание грубым и низменным инстинктам. Обратим внимание на очень важный здесь момент.

Православие понимает истинную человеческую свободу как свободу от греха. Это подразумевает добровольное самоограничение человека, наложение на себя определенных духовно-нравственных уз, принесение им некоей жертвы во имя спасения самого себя и своих ближних. Либеральный же стандарт утверждает совершенно противоположное: совлечение с человека всего того, что его ограничивает и стесняет.

Так вот для того, чтобы сегодня противостоять разлагающему влиянию либерализма, первоочередной задачей должно явиться изучение и сохранение отечественной культурной традиции. Другими словами - необходимо вернуть подлинные христианские устои в жизнь современного человека, в семью и школу.

В сложившейся общественной ситуации миссией Русской Православной Церкви является усиление трудов по духовному просвещению и религиозному образованию. В этом же направлении совместно с Церковью должны работать и светские культурно-образовательные учреждения. Только вместе мы можем помочь подрастающему поколению сохранить духовную целостность и защититься от дегуманизации общества.

В современном мире человек должен научиться быть достаточно открытым к восприятию того, что несет ему современный мир – это с одной стороны, а с другой — быть способным сохранить свою национальную, духовную, религиозную, культурную самобытность, нравственную систему ценностей и при этом уметь противостоять злу.

Пропагандируя в публичной сфере духовно-нравственные идеалы и воспитывая на них общество, Церковь может изменить общество так, что в нем будет уважаться достоинство человека, восходящее к образу Божию.

Господь создал человека по Своему образу и подобию, т.е. даровал человеку личностное начало, которое помогает ему реализовать его жизнь согласно образу Божественного бытия. Именно этим человек отличается от остального творения.

Необходимо отметить тот отрадный факт, что сегодня наше государство в лице лучших представителей власти осознает исключительную важность нравственной и духовной культуры общества. О том, что ключевым фактором модернизации страны является моральное оздоровление общества, писал Президент России в посланиях Федеральному Собранию РФ и в других документах в течение последнего десятилетия. Вспомним, что в конце 2007 года была принята новая редакция Закона «Об Образовании» в которой установлено, что деятельность образовательных учреждений должна быть направлена в первую очередь на духовно – нравственное развитие и воспитание учащихся.

А в 2009 году был принят новый Стандарт общего образования, где данное требование Закона реализовано в полной мере. С 4 класса в школах введен  новый комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». В рамках предмета «Основы религиозных культур и светской этики» учащимся предлагается избрать изучение одной из традиционных религиозных культур (православной, мусульманской, иудейской, буддийской), либо светской этики.
Время показало, что предмет «Основы религиозных культур и светской этики», являясь культурологическим, активно способствует воспитанию в детях этического поведения, предотвращению межнациональных и межрелигиозных конфликтов. Включение элементов религиозного образования в светское способствует формированию у детей и юношества традиционной системы ценностей, а для тех, кто изучает предмет «Основы православной культуры», насущной становится именно христианская мотивация поведения и принятия серьезных жизненных решений.

На формирование мировоззренческих установок личности, укорененных в Православном Предании, направлена деятельность и собственно церковных образовательных учреждений. В воскресных школах Кинешемской епархии успешно внедряется принятое Священным Синодом на заседании 25-26 декабря 2012 года Положение о деятельности воскресных школ Русской Православной Церкви.

Много лет в Кинешме существует и успешно организует учебно-воспитательную деятельность православное общеобразовательное учреждение - Православная средняя школа во имя святого благоверного князя Александра Невского. В школе накоплен значительный опыт, которым она могла бы обмениваться с другими общеобразовательными школами.

Несомненно, что сегодня необходимо улучшить координацию деятельности образовательных учреждений и религиозных организаций по вопросам, представляющим взаимный интерес. Для этого следует наладить обмен информацией и передачу опыта образовательной деятельности, взаимодействие на двусторонней основе в вопросах издания учебно-просветительской литературы, разработки и внедрения учебных программ и других    материалов,    проведения    различных    мероприятий    в    области образования; привлечение к написанию программ и учебных пособий по основным гуманитарным предметам специалистов-профессионалов от культурообразующих    конфессий, способных    дать    объективно-научное описание места и значения религии в отечественных истории и культуре.

В Кинешемской епархии ведется активная работа в области православного образования и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Эта работа включает в себя и совершенствование среднего и высшего образования (введение предмета «Основы православной культуры»), и систему мер, адресованных семье, детям дошкольного возраста, внедрение духовно-нравственного содержания в сферу дополнительного образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты, работу общественных объединений с подростками и молодежью, в деятельность силовых структур.

На территории Ивановской митрополиии в Институте развития образования Ивановской области планомерно проводится работа по повышению квалификации педагогов: это не только организация научно-практических образовательных конференций, семинаров, круглых столов, но и курсы подготовки преподавателей по предметам: «Основы религиозных культур и светской этики», «Духовно-нравственная культура народов России».

Однако следует отметить и то, что у нас существуют серьезные проблемы, с которыми пока нелегко справиться. Прежде всего, это дефицит преподавателей, среди которых многие являются  неофитами, то есть недавно воцерковившимися. Им не всегда   хватает духовной культуры, должного образования и воспитания для правильного понимания стоящих перед ними целей и задач. Именно поэтому не все из них умеют духовно и церковно воспитывать детей, т.к. сами-то порой не знают, что такое духовная жизнь.

Бесспорно, чтобы зажечь в душе ребенка огонек веры, нужно быть не просто православными обывателями, а подвижниками веры.

Преподавание «Основ православной культуры» не должно быть скучным и неинтересным. Ведь главная цель этих уроков – это воспитать в ребенке любовь к Богу, к Церкви, к Отечеству, к малой Родине, к своей семье и всем окружающим его людям.

Кроме этого существует еще проблема учебных пособий. К сожалению, некоторые наши учебные программы, учебники, методические и учебные пособия до сих пор содержат проявления воинствующего атеизма, от которых необходимо освобождаться.

В Кинешемской епархии в настоящее время налажено взаимодействие епархиального духовно-просветительского центра с Комитетом по культуре и туризму Кинешмы. Различные мероприятия духовно-нравственной направленности проводятся совместно с Центральной городской библиотекой, городскими домами культуры, музыкальной школой и школой искусств. В перспективе планируется участие Кинешемской епархии в комплектовании фондов городских и районных библиотек духовной литературой.

Обучение и воспитание детей и юношества в духе православной традиции должно быть основано на принципах христоцентризма, единства семьи, прихода и школы, умеренности и глубоко нравственного отношения к окружающему миру. На этой основе сформировалось не только самосознание нашего народа, но и национальная русская культура, которая является в соответствии с гоголевским образом «незримой ступенью» ко Христу.

Не будем забывать, что сегодня крайне необходимо активное соработничество Церкви и государства в сфере сохранения и укрепления культурных традиций нашего Отечества. Внести достойный вклад в это благородное дело призываю всех собравшихся сегодня здесь тружеников на ниве культуры и образования.

Помогай нам всем Господь! Желаю успехов в ваших трудах!


Информационный отдел Кинешемской епархии

Комментариев нет:

Отправить комментарий