Традиции и новации
по взаимодействию с казачеством
Доклад руководителя Епархиального отдела по взаимодействию с казачеством иеромонаха Неофита (Волосникова) на II Рождественских епархиальных образовательных чтениях Кинешемской епархии
Ваше Преосвященство! Досточтимые отцы, братия и сестры!
Наше духовенство знает, что духовное окормление казачества имеет свои особенности. Как уникальный этносоциальный феномен казачество обладало множеством традиций, лучшие из которых по праву считаются ревностное и жертвенное служение Отечеству, безусловное преданность Православию. Эти же качества казаков сделали их мишенью для богоборческой Советской власти.
Как и сама Церковь, это воинское сословие в ХХ веке подверглось жестоким репрессиям. Как и Церковь, их не уничтожили. Сегодня в современной жизни казачьи традиции пробивают себе дорогу. Мы с вами видим, как часто попираются в окружающей нас действительности Божьи заповеди. Поэтому наша крепкая православная вера – это та основа, на которой должно возрождаться казачество. Будем молить Господа, да поможет он нынешним казакам бережно возрастить и сохранить все лучшее, что было с казачеством в прошлом.
Работа Отдела строится на основе указаний Митрополита Иваново-Вознесенского и Вичугского Иосифа и Епископа Кинешемского и Палехского Илариона, а также методических рекомендаций Синодального комитета по взаимодействию с казачеством.
Очень важна методическая работа – живой обмен опытом. За 2015 год представители Отдела участвовали в трех казачьих кругах (г.Пучеж, с. Елнать и г. Кинешма). И мы отчетливо видим, что результатом нашей работы становится увеличение взаимопонимания между реестровыми казаками и неформальными объединениями. Неформальные объединения будут существовать. Они действуют вместе с реестровыми казаками. Такой союз по праву можно назвать «тыл и скрытый резерв» нашей страны.
Главным в деятельности казаков и священнослужителей является последовательное претворение в жизнь принципа «казак без веры не казак». Нелишне было бы напомнить, как объяснил этот тезис глава Синодального комитета по взаимодействию с казачеством Владыка Кирилл: «Принимая присягу на Кресте и Святом Евангелии, казак должен знать и разделять веру своих предков, что всегда составляло основу их жизни и служения. Являясь главой своей семьи казак обязан прививать казачьи традиции в своем семейном кругу – малой Церкви, приобщать подрастающее поколение, своих детей, к вере православной и традиционной отечественной культуре. Это означает, что казаки должны жить в венчанном браке, дети – крещены и посещать воскресные школы при приходах. Казаки призваны еженедельно посещать храм Божий, как правило, по воскресным и праздничным дням, знать главные молитвы, прочесть Евангелие…» Общехристианский долг должен в вере расти. Потому что если мы не гребем против течения, оно неумолимо нас сносит вниз.
От казаков священники ждут поддержки, посильной помощи в организации учебного курса «Основы православной веры» и курса «История казачества» в образовательных учреждениях. На местах священнослужители нередко сталкиваются с практикой выхолащивания основной идеи преподавания этих дисциплин. Многие из казаков по-разному трактуют казачьи традиции, основываясь на своем опыте. Мы благо должны нести для становления казачества как сословия. И у казаков и священнослужителей наше соработничество — это не столько служба, сколько образ жизни казака и образ жизни священника. Неоценимую помощь в приходской жизни казаки оказывают в качестве дежурных по храму, в том числе во время торжественных служб, а также в качестве хоругвеносцев. При этом надо отдавать себе отчет в том, что все они работающие люди. Тем не менее, они находят время, помогают в жизни храма, и это обстоятельство оказывает большое дисциплинирующее влияние на всех окружающих.
Новое послушание возложили мы на казаков, знакомых с военной деятельностью, – преподавать в воскресных школах при храмах. В частности, проводить занятия по теории и практике военного дела. Например, передавать опыт по боевой подготовке, начиная с 14 лет учить стрелять в тире. За 2015 год проведены вторые летние Общеепархиальные сборы с молодежью в с. Жарки Юрьевецкого благочиния и традиционные девятые летние сборы с кадетами Иваново-Вознесенского Морского Кадетского Корпуса имени адмирала Невельского на учебно-спортивной базе Николо-Тихонова Лухского мужского монастыря. Теперь у нас большой наплыв желающих участвовать в этих сборах.
Мы, как никто, знаем и понимаем, насколько важен обмен опытом особенно при работе в среде казачества, становление которого является одной из ключевых целей, стоящих перед государством, Церковью и обществом. Казаки – это защитники веры, поэтому возрождение казачества напрямую связано с задачами по возрождению на Руси былого величия Православия и Церкви как столпа и утверждения Истины.
Укажем на существующую в данный момент проблему координации между казачьими духовниками. Казачье войско может занимать территорию, включающую до десяти и более епархий. Отсюда возникает проблема взаимодействия войскового священника и казачьих духовников других епархий или даже митрополий.
Синодальным комитетом были подготовлены методические материалы «Основные направления духовно-просветительской работы в казачьих обществах». Цель — духовно-нравственное, гражданско-патриотическое и семейное воспитание среди членов казачьего общества, основанных на православных культурно-исторических традициях Отечества.
Мы чаще всего взаимодействуем именно с реестровыми казачьими формированиями, потому что с ними проще наладить контакт. Однако не ставим перед собой различия в деле воцерковления между реестровым и общественным казаком. И тот и другой является членами паствы церковной. Во взаимоотношении с российским казачеством существует, как ни печально, некоторая инертность казаков в вопросах воцерковления. Мы призываем атаманов способствовать проведению постоянной просветительской работы с казаками.
Мы можем утверждать, что сегодня казачье духовенство формируется как общественный институт. Важным моментом в вопросах взаимодействия казачества и Церкви является процесс координации совместной работы атаманов и духовников. Зачастую получается, что в силу физической занятости атамана «пробуксовывает» решение многих вопросов технического и организационного плана. Поэтому позиция Синодального комитета основывается на том, чтобы в каждом казачьем обществе, вплоть до хуторского, был назначен заместитель (товарищ) атамана по взаимодействию с Церковью. Мы уверены, что если это будет сделано, и назначены на эту должность будут не случайные люди, а воцерковленные казаки, многие вопросы совместной работы можно будет эффективно решать в кратчайшее время. В качестве примера можем указать на организацию крестного хода Казачьего общества «Спас» г. Москвы (казак Сергий Калеков) с иконой Пресвятой Богородицы «Донская»/ «Успение» из Патриаршего подворья (Сокольники) г. Москвы в Николо-Тихонов Лухский монастырь. Икона была написана по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к 630-ти летию Куликовкой битвы, освящена митрополитом Ставропольским и Невинномысским Кириллом (председателем Синодального Комитета по взаимодействию с Казачеством) в Донском монастыре и участвовала в крестном ходе на поле Куликово. На всенощное бдение под праздник Успения Пресвятой Богородицы (2015г.) икона прибыла в обитель и пребывала в ней до праздника Покрова Божией Матери. Каждый день перед иконой читался братией акафист Успению Пресвятой Богородицы. Казаки и братия монастыря трижды обносили крестным ходом икону вокруг обители (в день Успения Пресвятой Богородицы, на Крестовоздвижение и на Покров).
Свою перспективную деятельность Епархиальный Отдел по взаимодействию с казачеством видит в организации молодежного казачьего движения на учебно-спортивной и конной базе Николо-Тихоно-Лухского Монастыря.
Комментариев нет:
Отправить комментарий