четверг, 23 ноября 2023 г.

Небесный покровитель Кинешемского Троице-Успенского кафедрального собора

Собор святых Ивановской митрополии
Избранный собор святых Кинешемской епархии


КРАТКОЕ ЖИТИЕ
СВЯТОГО ИСПОВЕДНИКА, 
ИЕРЕЯ 
КОНСТАНТИНА ВАСИЛЬЕВИЧА РАЗУМОВА
 (09/22.10.1869 – 1.12.1937)


Исповедник, иерей Константин Васильевич Разумов по рождению принадлежал к духовному сословию. Он родился в 1869 году в селе Головинское Буйского уезда Костромской губернии (ныне Костромская область, Сусанинский район, село Головинское).            

Из предков по мужской линии известны имена только его папы и дедушки. Священник Василий Иосифович Разумов (1832-1871) был сыном диакона Троицкого храма, что в Ликурге Буйского уезда Костромской губернии Иосифа Ивановича.

Василий Иосифович Разумов окончил Костромскую Духовную семинарию по первому разряду в 1852 году. В 1854 году Василий Иосифович Разумов был рукоположен во священника. Через двенадцать лет, с 1866 года иерей Василий уже служил в Богоявленском храме села Головинское Буйского уезда Костромской губернии. В 1871 году, возрасте 39 лет священник Василий Иосифович Разумов умер. Его сын Константин, будущий исповедник, остался сиротой в 2 года.

В возрасте 16 лет в 1885 году Константин Разумов поступил в Костромскую Духовную семинарию. Окончив 2 класса семинарии в 1887 году, он уволился по собственному прошению в духовное ведомство. Супругой псаломщика Константина Васильевича Разумова стала девица Елизавета Георгиевна.

11 января 1890 года, в возрасте двадцати одного года он был определен псаломщиком храма Троицы Живоначальной села Чмутово Галичского уезда Костромской губернии (ныне Костромская область, Галичский район, село Чмутово). В стихарь он был посвящен 16 февраля 1892 года Преосвященнейшим Вениамином (Платоновым) Епископом Кинешемским, Викарием Костромским.

Через четыре года послушаний на клиросе 3 апреля 1894 года, Константин Васильевич Разумов был рукоположен во диакона с перемещением на штатное диаконское место в Богородицкий храм села Семеновское, что на Колдоме, Кинешемского уезда Костромской губернии (ныне Ивановская область, Заволжский район, с. Семеновское). Диакон Константин был удостоен звания учителя церковно-приходской школы, с выдачей свидетельства от Правления Галичского духовного училища за № 148 от 30.06.1894 года.

Казанский храм села Семеновское

Через год с небольшим, 31 января 1895 года о. Константин по прошению прихожан был перемещен на сверхштатное место диакона храма Благовещения Пресвятой Богородицы города Кинешмы, и почти через два года его служения 18 ноября 1896 года был определен на штатное место.

Благовещенский храм города Кинешмы

29 января 1904 года состоялось рукоположение диакона Константина Васильевича Разумова во священника к храму Троицы Живоначальной села Чмутово Галичского уезда Костромской губернии, в то место, где он начинал свое служение псаломщиком. В этом же году он стал законоучителем Чмутовского духовного училища.

Через три года, 24 января 1907 года иерей Константин был перемещен на штатное место священника в Кинешемский Успенский женский монастырь Костромской губернии (ныне г. Кинешма Ивановской области), где на него возложили послушание быть духовником сестер обители. В послужном списке священника Константина Разумова отмечено, что он «судим и штрафован не был», «поведения отлично хорошего» за все годы своего служения по духовному ведомству.

Кинешемский Успенский женский монастырь

Служение в женском монастыре и послушание духовника не помешали о. Константину, с 1910 года стать преподавателем закона Божия Цибихского начального училища деревни Цибиха Дюпихской волости Кинешемского уезда Костромской губернии (ныне Ивановская область, г. Кинешма, местечко Цибиха в районе улиц Красноветкинской и ул. Гагарина).

За свои неустанные и праведные труды Епархиальное священноначалие неоднократно отмечало его высокими наградами: 25 августа 1910 года был награжден первой наградой священнослужителя – набедренником, серебряной медалью в память Императора Александра III, светло-бронзовой медалью в память 300-летия Дома Романовых, юбилейным Романовским крестом на Владимирской ленте, 5 сентября 1913 года  – бархатной фиолетовой скуфьей, 28 мая 1918 года – бархатной фиолетовой камилавкой.
 
Иерей Константин Васильевич Разумов, 1924 год

Собственной недвижимости о. Константин не имел. 
В священнической семье о. Константина и его жены Елизаветы Георгиевны (11.10.1868-?) родилось четыре сына и три дочери: Мария (11.03.1891-?), Ольга (20.06.1893-?), Феодор (25.01.1898 -?), Валентина (04.02.1902-?), Серафим (01.02.1904-?), Михаил (4.09.1905-?) и Александр (24.02.1909-05.01.1944).

В Клировых ведомостях Кинешемского Успенского женского монастыря за 1916 год сохранились сведения о детях на тот момент: Мария работала учительницей начального училища, Ольга состояла слушательницей 4 курса высших женских курсов в г. Москве, Феодор был студентом Киевского коммерческого университета, Валентина обучалась в 3 классе Кинешемской женской гимназии, Серафим и Михаил учились в Кинешемском духовном училище.

О сыне Александре сохранилось больше всего информации.  В 1916 году он обучался в начальном училище. С 1930 года на военной службе, гвардии старший лейтенант 84 гвардейской стрелковой дивизии, затем 88 гвардейского отдельного самоходно-артиллерийского дивизиона. Член ВКПб. Участник Курской битвы, Орловской наступательной операции, участник Контрнаступления советских войск в битве под Курском, Брянской наступательной операции, Городокской наступательной операции. Александр Разумов был награжден двумя Орденами Красной Звезды. Он был убит 5 января 1944 года. Похоронен он деревне Ермачки, Шумилинского района Витебской области Белорусской ССР. Жена Александра Константиновича Разумова Грибкова Татьяна Сергеевна проживала в Кинешме на улице Осоавиахима, д. 21.

С приходом советской богоборческой власти в 1917 году жизнь в Церкви в корне изменилась. Священников стали преследовать и всячески притеснять.

После закрытия Успенского женского монастыря в 1924 году иерей Константин Васильевич Разумов становится священником Успенского собора города Кинешмы.

Троице-Успенский кафедральный собор г.Кинешмы

Несколько раз о. Константина арестовывали органы ГПУ лишь за то, что пользовался любовью верующих людей и был известен за пределами Кинешемского уезда.

В 1929 г. священник соборной общины г. Кинешмы был заключен под стражу. При аресте следователь спрашивал – за что арестовывали его раньше. Отец Константин отвечал:
«– Причины своих арестов объясняю тем, что имею авторитет среди верующих людей, пользуюсь их вниманием, любовью и признанием, а также известен и за пределами Кинешемского уезда. Будучи священником Успенского монастыря, я был духовным отцом многочисленных паломников, посещавших монастырь. Приписываемые мне обвинения в руководстве нелегальными женскими кружками категорически отрицаю. Правда, я посещал дома рабочих фабрики «Демьяна Бедного», но как своих прихожан. Служил я и в моленной в деревне Цибиха, находящейся в частном доме, но эта моленная была зарегистрирована в административном отделе.
Что касается моего знакомства и связей с епископом Николаем Голубевым, то я у него в селе Ширяево не бывал и в переписке с ним не состоял. Состою в подчинении у митрополита Сергия, и все его указы моими прихожанами принимались и принимаются без возражений».

В 1930 году о. Константин проходил по групповому «делу духовенства Ивановской Промышленной области». 3 января 1930 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ по ст. 58-10 и 58-11 УК РСФСР был приговорен к трем годам ссылки в Северный край.

Вернувшись в Кинешму в 1933 году, о. Константин поселился в доме своих прихожан. В комнате, где он жил была устроена домашняя церковь. Там он служил скрытно от всех. Время от времени навещал своих духовных детей, живших в Вичуге, Родниках и Палехе. Эти его посещения стали известны НКВД.

Через сеть своих осведомителей районные отделы НКВД методично собирали сведения о жителях, в первую очередь о тех, кто должен был подвергнуться уничтожению: священнослужителях, выходцах из дворянского и купеческого сословия, зажиточных крестьянах и активных православных мирян. В начале декабря 1935 года начальник Палехского районного отделения НКВД писал в Иваново: «По материалам проработки группы церковников проходит священник Разумов, просьба принять меры к установлению места жительства, а также собрать материалы его антисоветской деятельности».

20 февраля 1937 года священник Константин Разумов был арестован. Вместе с ним были арестованы священник Иоанн Румянцев и Елизавета Румянцева, Анна Серова и другие, всего семь человек. Их привезли в Кинешемскую тюрьму; когда-то здесь был монастырь, где о. Константин был священником. Трудно представить чувство человека, священника, который после долгих лет служения на святом месте видит здесь запустение. Допросы начались сразу же после ареста. У следователя не было ничего для обвинения священника. Были материалы прошлого «дела», следователь знал, что о. Константин знаком с находящимся в концлагере епископом Василием Преображенским, была переписка, которую изъяли при обыске. Остальное следовать предполагал услышать от самого священника. Он спросил, признает ли себя о. Константин виновным в антисоветской агитации. Священник обвинение отверг.

«– Вы арестованы за контрреволюционную деятельность, дайте показания, – потребовал следователь.
– Контрреволюционной работы я не вел и виновным себя не признаю, – ответил священник. – Вы являетесь последователем ссыльного епископа Василия Преображенского и руководили контрреволюционной группой, существовавшей в поселке при фабрике имени «Демьяна Бедного» – дайте об этом показания.
При этой фабрике был приход о. Константина до его ареста в 1929 году. Но священник знал: как только он согласится со следователем, тот перепишет обвинение 1929 года в новое «дело». Отец Константин ответил:
«– Я руководил общиной в поселке при фабрике до 1929 года, так как только до этого времени я служил в молитвенном здании. Мне известно, что существуют нелегальные группы последователей епископа Василия Преображенского, но я к ним никакого отношения не имел, их возглавлял сам епископ.
– Назовите по именам участников групп.
– Этого я не знаю, так как от их деятельности был далек.
– А тогда откуда же вы знаете о существовании этих групп?
– Слышал об этом, но от кого именно – не помню.
– Вы говорите неправду, вы сами до самого последнего времени возглавляли эти группы.
– Нет, это я отрицаю.
– Но вы устраивали в своем доме нелегальные сборища.
– Сборищ в своем доме я не устраивал.
– А тогда для чего же вы в своем доме содержали специально оборудованную домашнюю церковь?
– Для своих личных потребностей.
Следователь перешел к допросу о знакомых:
– В вашей квартире изъят пакет из города Каргополя от Розова. Скажите, кто такой Розов?
– Леонид Розов – протодиакон и мой близкий знакомый. Он был арестован в начале 1936 года в городе Шуе. Я узнал, что он отправлен в ссылку, и написал ему. В ответ он сообщил, что оказался в тяжелом материальном положении. И тогда я стал посылать ему деньги.
– При обыске в вашей квартире изъято несколько пакетов из города Кашина от Кулачковой. Скажите, кто такая Кулачкова?
– Анна Кулачкова – это игуменья Кашинского женского монастыря.
– Откуда вы ее знаете?
– Я познакомился с ней в ссылке в 1930 году в Коми области, куда она также была сослана.
– Скажите, с кем еще из находящихся в ссылке вы поддерживали связь?
– Ни с кем.
– Вы продолжаете давать следствию ложные показания. Вы разъезжали по районам Ивановской области и вели антисоветскую работу по укреплению и созданию контрреволюционных групп «истинно православной церкви». Это вы признаете?
– Я посещал Вичужский и Палехский районы, но контрреволюционных целей я не преследовал.
– Скажите, кого именно вы посещали в Вичужском районе?
– Я останавливался у Евпраксии Кудряшевой и Евдокии Румянцевой.
– Кто они такие и откуда вы их знаете?
– Я с ними знаком с 1919 года по Кинешемскому монастырю; когда я служил там, они были постоянными прихожанками монастыря.
– С какими целями вы посещали их квартиры?
– Я останавливался у них на ночлег.
– У кого вы останавливались в Палехском районе?
– В деревне Конопляново у Николая Сергеевича Рябинина.
– С какими целями вы ездили в Палехский район и откуда вы знакомы с Рябининым?
– Семью Рябинина я знаю по Кинешемскому монастырю и останавливался у них для отдыха.
– Это неверно. В Палехский район вы ездили для связи с контрреволюционной церковно-монархической группой.
– Ни с какой контрреволюционной группой в Палехском районе я не связывался.
– А почему же вас в Палехском районе считают находящимся на нелегальном положении? Значит, в Палехский район вы ездили нелегально?
– Я считаю, что в Палехский район я ездил гласно. Большую часть времени там я проводил в доме Рябинина, и потому никто из деревенских жителей о моем приезде не знал.
– Чем же была вызвана ваша конспирация от населения?
– Тем, что в Палехском районе меня многие знают, и чтобы избежать сборищ, я решил о своем нахождении у Рябинина не разглашать.
– Каких же сборищ вы избегали?
– Я считал, что мои близкие знакомые, узнав, что я остановился у Рябининых, могут собраться навестить меня, что советские органы могут посчитать за нелегальное контрреволюционное сборище.
И снова следователь пытается вызнать хотя бы какие-нибудь обвиняющие сведения. Но о. Константин в своих ответах старался не выходить за пределы трех-четырех известных фактов, отрицая обвинение.
– Какие районы Ивановской области вы еще посещали?
– В 1934 году я был в Шуе у протодиакона Леонида Розова.
– Это тот самый Розов, который за контрреволюционную деятельность отбывает срок наказания и с которым вы поддерживаете письменную связь?
– Да, это тот самый Розов, который в настоящее время находится в ссылке и с которым я поддерживаю переписку.
– Следствию известно, что с перечисленными выше лицами вы поддерживали связь с антисоветскими целями.
– Я никого из них не считаю антисоветскими лицами и связь с ними поддерживаю как со своими близкими знакомыми.
– Но ведь один из них, Розов, так же, как и вы, репрессирован за контрреволюционную деятельность?
– Ни о каких фактах контрреволюционной деятельности Розова мне не известно.
– Дайте подробные показания о вашей связи с участником контрреволюционной группы Иваном Румянцевым.
– С Иваном Румянцевым я знаком с 1919 года, когда он служил в Решемском женском монастыре, а я в Кинешемском. Ближе я познакомился с ним в Ивановской тюрьме в 1929 году, когда так же, как и он, был арестован.
– Следствие установило, что вы, как руководитель контрреволюционного церковно-монархического течения «ИПЦ», созданного на основе контрреволюционной платформы ссыльного епископа Василия, кроме организационной работы по укреплению этого течения, вели среди населения антисоветскую агитацию. Дайте следствию исчерпывающие об этом показания.
– Виновным себя в антисоветской агитации не считаю.
– А для чего же вы хранили тетрадь с антисоветскими стихами и проповедями?
– Только для личного пользования.
– Вам предъявляются изъятые у вас при обыске и размноженные лично вами церковно-монархические брошюры и акафисты. Скажите, для чего вы делали это?
– Тоже для личного пользования.
– Для чего же вам они были нужны по несколько экземпляров?
– Как это получилось, что у меня оказалось по несколько экземпляров, я не помню.
– К какому периоду времени относится ваша работа по составлению этих брошюр и акафистов?
– Больше того, что я уже показал, показать не могу.

О. Константину было предъявлено обвинение, в котором значилось, что он «является руководителем церковно-монархического течения «Истинно Православная Церковь», последователем ссыльного Епископа Василия Преображенского, содержит нелегальную церковь». В вину ему также ставилось «распространение церковно-монархической литературы и стихов, переписка и материальная поддержка ссыльного духовенства».

Постановлением ОС НКВД СССР от 15.06.1937 г по делу № 4733 по статье 58-10 УК РСФСР он был осужден к 5 годам ссылки и отправлен в 8 отдел УГБ НКВД Казахской АССР. В июле 1937 года он приехал в село Новая Шульба Восточно-Казахстанской области Бородулихинский (Новошульбинский) район.

Прожив там несколько месяцев, он был вновь арестован органами Новошульбинского РО НКВД 17 ноября 1937 года, а уже 01 декабря 1937 года тройкой при УНКВД по Восточно-Казахстанской области был осужден к высшей мере наказания – расстрелу.

По Сведениям из Департамента Комитета Национальной Безопасности Республики Казахстан по Восточно-Казахстанской области – приговор был приведен в исполнение. Погребен о. Константин в безвестной могиле.

В 1989 году 28 апреля иерей Константин Васильевич Разумов реабилитирован Семипалатинской областной прокуратурой по 1937 году репрессий, а в 1993 году 22 июня реабилитирован прокуратурой уже себя на родине в Ивановской области по 1930 году репрессий.

Через семь лет после реабилитации 20 августа 2000 года иерей Константин Васильевич Разумов по представлению от Ивановской Епархии Архиерейским Собором Русской Православной Церкви проходившем в граде Москве канонизирован в лике святых и прославлен как исповедник.

Его имя по праву входит в список Собора святых Ивановской митрополии, утвержденный резолюцией Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, проходившего 16 мая 2023 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре.

В списке Собора: «№ 16. Константин Разумов, иерей, исп: † после 1937».

Исповедник, иерей Константин Разумов особо почитается в епархиальном городе Кинешма, особенно в тех храмах, в которых ранее проходил свое служение: Троице-Успенском кафедральном соборе и Благовещенском храме – ныне архиерейском подворье.

Святый исповедниче отче Константине, 
моли Бога о нас!


Даты памяти:
1. Собор новомучеников и исповедников Российских. Первое воскресение, начиная с 25 января /07 февраля.
2. Собор святых Ивановской митрополии святых 7/ 20 июня.
3. Избранные святые Ивановской митрополии (новомученики и исповедники) 31 июля / 13 августа.

   


Источники:
1. Костромская духовная семинария. Историческая энциклопедия/ Под общ. Ред. Митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта.-Кострома: Костромская духовная семинария, 2019 г. 848 с. Разумов Василий Иосифович стр. 410, Разумов Константин Васильевич, стр. 548
2. ГАКО Ф. 130 Оп. 9 д. 910 л. 40об-41 Клировая ведомость 1 Кинешемского благочиннического округа за 1910 года. Послужные списки священно-церковнослужителей храма Благовещения Пресвятой Богородицы г. Кинешмы.
3. ГАКО Ф. 130 Оп. 9 д. 1095 л. 96об-97 Клировая ведомость 1 Кинешемского благочиннического округа за 1916 год. Послужные списки священно-церковнослужителей Успенского женского монастыря г. Кинешма.
4. ГАКО Ф. 130 Оп. 11 д. 2087 л. 128об-129 Клировая ведомость 1 Кинешемского благочиннического округа за 1917 год. Послужные списки священно-церковнослужителей Успенского женского монастыря г. Кинешма.
5. ГАКО Ф. 130 Оп. 11 д. 2243 Клировая ведомость 1 Кинешемского благочиннического округа за 1918 год. Послужные списки священно-церковнослужителей Успенского женского монастыря г. Кинешма.
6. ГАКО Ф. 130 Оп. 11 д. 2312 л. 90об-91 Клировая ведомость 1 Кинешемского благочиннического округа за 1919 год. Послужные списки священно-церковнослужителей Успенского женского монастыря г. Кинешма
7. Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса. Священномученик Разумов Константин Васильевич. http://kuz3.pstbi.ru/bin/nkws.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITczUfi4fc88fdOqhuuIUfOuWfenXtuKhe8ecTd0UdyCgfe6UWeuhsS8UfS8cfG00cC4ceymZceXb**
8. Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ cтолетия: жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 2001, книга 2, стр.246.
9. ЦАМО Ф. 33 Оп. 11458 д. 286 Разумов Александр Константинович
10. Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века. Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса. Разумов Константин Васильевич http://kuz3.pstbi.ru/bin/nkws.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITczUfi4fc88fdOqhuuIUfOuWfenXtuKhe8ecTd0UdyCgfe6UWeuhsS8UfS8cfG00cC4ceymZceXb**
11. Следственное дело № 15-4733 с от 15.06.1937 г. 
12. Новый список Собора святых Ивановской митрополии https://epotreligob.blogspot.com/2023/09/blog-post_16.html?m=0
13. Официальный сайт Комиссии по канонизации святых Иваново-Вознесенской епархии. "Святой исповедник Константин Разумов (1869-после 1937гг.) Иерей Троице-Успенского собора г. Кинешмы". http://comissvyat.blogspot.com/2023/11/1869-1937.html

Священноинок Александр (Завьялов)
Наталья Сергеевна Уткина

Комментариев нет:

Отправить комментарий