пятница, 28 апреля 2017 г.

Встреча на Сретение.
Рассказ "Первая встреча"


15 февраля на праздник Сретения Господня, состоялась еще другая встреча!

В Кинешемском педагогическом колледже состоялся урок Елены Владимировны Коротаевой на который был приглашен священноинок Александр (Завьялов), руководитель ЕОРОиК. "Иконопись"- так звучала тема урока. 

В первых словах батюшка приветствовал всех и рассказал об иконописи, но со стороны ее реставрации, поскольку сам владеет профессией художника-реставратора. 

С собой на урок он принес несколько икон: до реставрации, в процессе и "новодел", новонаписанную икону.


К иконам все ребята могли лично сами прикоснуться, поскольку они переходили по рядам.

Батюшка рассказал из своей жизни случай первого знакомства с иконами.

"Первая встреча"

Было мне тогда лет 12, год шел 1986-й.
Как известно, мальчишки-подростки всегда ищут приключений. Они их находят, но свою голову и на другие места, на которые в последствии приземляется отцовский ремень. А где их можно найти живя в городе, в частном секторе, в частном доме? Ну, конечно же на чердаке! 

Вот однажды, шарясь по чердаку,  я нашел необычно ровную доску, когда же ее перевернул обнаружил, что на ней имеются какие то изображения!

Спустив с чердака этот предмет, протер мокрой тряпкой все стороны от пыли и грязи и еще более уверился, что это необычная находка и ранее, она находилась в другом месте, но в каком и где, вот был вопрос?!

На мои расспросы, родители отвечали скупо, чем вызывали еще больший интерес к этой вещице. Однако запомнилось, что они назвали моего деда Валентина Степановича Завьялова, который ранее их хранил у себя, но когда дом расширяли, перестраивая его, все иконы оказались на чердаке. Почему так, мне неизвестно! Скорее время тогда было не простое и за хранение таких предметов, можно было угодить в места не столь отдаленные.

У нас в школе (город Фурманов Ивановской области), была учительница, которая очень интересно преподавала историю древнего мира. У этой учительницей я и решил узнать всю правду, которую мне не договаривали родители, об этом предмете, что это и для чего?!

Мы встретились в назначенное время около школы, куда я принес сей предмет. Развернув его, я начал рассказывать, что там видны изображения фигур людей и даже имеются какие то надписи! К тому времени, я уже ходил несколько лет в кружок рисования к Журавлеву Виталию Павловичу в Дом пионеров и поэтому меня еще больше распирало узнать об этой археологической находке с чердака своего дома.

Учительница не стала меня стыдить, искать какие то нравоучительные речи о том, что я интересуюсь не тем, а просто сказала, что это предмет религиозного искусства. Но меня дальше толкало узнать о том, что здесь нарисовано, а особенно подписано. На мои вопросы о надписях, учительница ответила очень просто: "Язык утерян. Прочитать невозможно! Унеси домой и больше не приноси такие вещи в школу!"
Так было жалко, что не возможно прочитать тексты под картинками, которые там нарисованы, а я так надеялся, что она сможет мне помочь, с такими мыслями я возвращаясь домой.

Прошло время. 

Поступил и окончил художественно-реставрационное училище.
С Божиим благословением служу сейчас Богу, Церкви и людям.
И только сейчас, оглядываясь вспять, понимаешь всю простоту и сложность той встречи.

Прочитать можно было, и наверняка она знала, что это за икона, но в те времена, когда были еще живы гонения на Церковь, на религиозные взгляды, нельзя было об этом говорить. А здесь, мальчишка-пионер интересуется иконой, пытается прочесть надписи, и к чему это все может привести? Такие, думаю, мысли посещали учительницу. Мало того, а вдруг он еще больше будет вникать в эту сферу и поэтому ей надо было во что бы то ни стало оборвать "нездоровый" интерес у мальчишки. Так она и сказала, что язык утерен и прочитать невозможно!

Сейчас я знаю, как эта икона называлась и какие надписи были под картинками. Это "Воскресение Христово и двенадцать праздников". Под каждой картинкой, сюжетом на Евангельские темы, надпись 12 основных праздников:
1. Рождество Пресвятой Богородицы
2. Воздвижение Креста Господня
3. Введение во храм Пресвятой Богородицы 
4. Рождество Христово
5. Крещение Господне
6. Сретение Господне
7. Благовещение Пресвятой Богородицы
8. Вход Господень в Иерусалим
9. Вознесение Господне
10. День Святой Троицы
11. Преображение Господне
12. Успение Богородицы.

К сожалению, та икона не сохранилась. Некоторое время назад, ко мне в дом залезли воры и унесли многие иконы, и эту в том числе.

С той учительницей у меня продолжаются хорошие отношения и поныне, но на мой вопрос о той встрече и об иконе, она ответила, что не помнит. 

Вот такая первая встреча была у меня с предметом религиозного искусства - ИКОНОЙ.

Воскресение Христово и 12 праздников

Комментариев нет:

Отправить комментарий