среда, 30 июня 2021 г.

Актуальная проповедь от 1890 года

Костромские Епархиальные Ведомости
1 июля 1890 года. №13. Отдел II. Часть неофициальная

Поучение об оспопрививании.

Не убий (6 заповедь Закона Божия)

Так читается шестая завповедь закона Божия. Но что же, братия, нужно разуметь под убийством? Кто убийца? Убийца не тот только, кто лишает жизни человека или каким нибудь образом намеренно губит здоровье и сокращает жизнь ближняго своего; но и тот, кто даже не намеренно, попущением, нерадением способствует сокращению жизни ближняго своего. И он – убийца, хотя бы и невольный; и он даст Богу ответ на суде Его, как нарушитель Его заповедей.

Без сомнения, братия, для вас удивительно, что я начал сегодня говорить вам об убийстве, когда ничего подобного у нас не слышно, и никто из нас, слава Богу, не причастен этому страшному греху. Но так ли на самом деле? Не большая ли часть из нас, особенно ныне, повинна перед Богом в этом смертном грехе? Вот теперь умирают десятки наших детей от страшной болезни, называемой оспой. Кто виноват в смерти этих детей? Мы, братия, мы виноваты в их смерти. Мы не воспользовались тем средством против этой болезни, какое Бог указал человеку, т.е. привитием предохранительной оспы. Этим средством мы могли бы избавить от смерти многих из наших малюток, но мы не сделали этого по разным причинам и потому виноваты как бы в убийстве их.

Так, одни не привили оспу своим детям будто бы по недосугу, как будто недосуг есть уважительная причина, когда дело идет о жизни и смерти наших детей. Другие не прививали оспы детям, надеясь на «авось»: авось пройдет и так, без прививания. Иные жалели расходов, платы за труды оспопрививателю; но простительна ли такая разчетливось в нескольких копейках при виде смерти, угрожающей нашим детям? Не только не простительна, но и преступна; преступна потому, что делает нас виновными в смерти других, и притом близких нам лиц, виновными в их убийстве попущением, когда мы чрез ничтожную плату могли бы избавить их от смерти, но избавить не хотели. Ведь расходовали же эти деньги, и даже больше, при погребении умерших от той самой болезни, которую весьма легко могли бы предупредить привитием оспы предохранительной. Так, братие, мы виновны в смерти наших детей, мы убили их нашим невниманием, нашим небрежением, нашею пустою разчетливостью, которая оказалась вовсе не разчетливостью, а еще большим расходом. Но еще более виновны в смерти своих умерших от оспы детей те, которые не прививали оспу по своим предразсудкам, думая, что оспопрививание грешно. К одному греху они прибавляли другой, даже и третий – соблазн для других. Грех прививать оспу, говорят они. Но разве грех лечить болезнь? Нет! Ведь мы лечимся от других болезней и не считаем этого грехом; почему же лечиться от оспы грех? Не грех, а, напротив, доброе и святое дело беречь жизнь свою, когда мы можем это сделать. Жизнь наша не принадлежит нам, а Богу, который дал ее; а дар Божий надобно беречь. Мы бережем же подарки от людей: как же не беречь дар Божий – жизнь нашу и жизнь каждого человека? Послушайте, что говорит об этом Священное Писание. Иисус сын Сирахов, в главе 30, говорит: лучше нищ здрав и крепок в силе своей, нежели богат уранен телом своим; здравие и крепость лучше есть всякого злата, и тело здравое, нежели богатство безчисленное; несть богатство лучше здравия телеснаго, и несть веселие паче радости сердечныя. Лучше есть смерть паче живота горька, или недуга долгаго. (стт.14-17). Сами святые Апостолы заботились о здоровье учеников своих. Святой Апостол Павел советует Тимофею подкреплять силы свои в частых недугах и слабостях желудка (Тим. 5, 23) и называет отвергшимися от веры, и хуже неверных всех тех, которые не заботятся о своих домашних (ст.8). Как же после этого говорить, что прививать оспу, лечиться от нея грех, когда и само Священное Писание, и сами Святые Апостолы велят заботиться о своем здоровье. А Иисус Христос сколько исцелял людей от различных болезней? Если бы даже о своем здоровье, а не только о сохранении своей жизни, предупреждением болезни, особенно те, от которых может угрожать опасность жизни, было бы грех, то Иисус Христос не только бы Сам не стал исцелять болезни и воскрешать мертвых, но и никому из последователей Своих не велел бы заботиться об этом. Но как Он Сам, так и Его Святые Апостолы исцеляли всяк недуг и всяку язю в людех, а нерадящих о своей жизни и даже только о своем здоровье называли отвергшимися от веры и хуже неверных. Как же после этого говорить, что прививать оспу, целиться от этой язвы грех? По истине неразумны те, которые говорят это; они и сами себе вредят, и других соблазняют. А горе тому человеку, который распространяет соблазн. Лучше было бы ему, если бы его с камнем на шее потопили в глубине морской, говорит слово Божие.

Так, братие, видя, что ни Сам Господь наш Иисус Христос, ни Его Святые Апостолы не запрещали лечиться от болезней, но еще и сами исцеляли всяк недуг и всяку язю в людех, оставим наши предразсудки, будто прививать оспу грех. Оспа есть болезнь, как и всякая другая, только более опасная для нашей жизни. Вы сами видите, сколько умерло от нея людей. Но лучше ли и тем, которые от нея не умерли? Иные остались от нея на век обезображенные, другие совсем калеками. Посмотрите напротив, как много пользы принесло привитие предохранительной оспы детям тех родителей, которые заранее позаботились об этом. Эти дети безбоязненно и безопасно обращались среди зараженных натуральною оспою, и ни один из них не заразился, не умер от нея и нисколько не пострадал. Не ясно ли вам, братие, отсюда, что прививание оспы детям – дело доброе, что нерадение об этом деле – тоже, что убийство детей?

Отцы и матери! Неужели вам приятно смотреть на своих изувеченных детей, и изувеченных единственно по вашему неразумию, считавшему за грех то, что на самом деле добро? Неужели еще приятнее, когда предварительно обезображенные дети ваши умирают мучительной смертию? Не думаю, чтобы было так. А потому молю и прошу вас, принимайте заранее все меры против такого страшного и неумолимаго врага – оспы и, несмотря ни на что, ни на недосуг, ни на безденежье, ни на греховные предразсудки, прививайте предохранительную оспу всем своим детям, которым она еще не привита, и таким образом сохраните жизнь детей ваших, теперь страдающих и умирающих по вашей собственной вине, и тем самым избегните участия в их умышленном убийстве.

Священник А. Скворцов.



__________________________________________________________________________________


Болезнь "Натура́льная о́спа" (лат. variola, variola vera; праслав. *о-sър-а — сыпь) — высокозаразная вирусная инфекция, особо опасная болезнь, характеризуется тяжёлым течением, лихорадкой, сыпью на коже и слизистых оболочках, нередко оставляющей после себя рубцы. Её вызывают два вида вирусов: Variola major (летальность 20—40 %, в некоторых эпидемиях — до 90 %) и Variola minor (летальность 1—3 %), которые относятся к семейству Poxviridae, подсемейства Chordopoxvirinae, рода Orthopoxvirus. Люди, выживающие после оспы, могут частично или полностью терять зрение, и практически всегда на коже остаются многочисленные рубцы в местах бывших язв.

Из истории

Однако, благодаря тому, что дело попало сразу в руки грубых неучей — оспенников, благодаря тому, что полицией пускались в ход насильственные приёмы для привлечения населения к прививкам, а население, при общей неразвитости, не понимало и не могло понять пользу прививок — благодаря всему этому, закон о прививках успеха не имел. К этому времени и в Европе наступает разочарование в целесообразности вариоляции.
— врач В. И. Б - н, «К столетию открытия оспопрививания» — СПб., журнал «Мир Божий», 1896 год

В России вакцинация по методу Дженнера была начата в октябре 1801 году. Оспопрививание было произведено в Московском воспитательном доме профессором Е. О. Мухиным. Материал для прививок был прислан вдовствующей императрицей Марией Фёдоровной, состоявшей в переписке с самим Дженнером (по данным из немецких источников — вакцина была прислана из Бреславля доктором Фризе, а прививку осуществил врач Шульц). Первым привитым стал воспитанник Антон Петров. По повелению императрицы Петрову была присвоена фамилия Вакцинов, и он был награждён пожизненной пенсией. Воспитательный дом на долгое время стал важным московским оспопрививательным пунктом, где самостоятельно изготавливали вакцину и прививали всем желающим. Дженнер в 1814 году посетил Россию, и был представлен императору Александру I.

В 1802 году доктор Франц Буттац, изучавший вакцинацию в Англии, совершил по поручению правительства поездку по России для прививания оспы; выехав из Санкт-Петербурга, он через Новгород, Тверь, Москву, Калугу, Тулу, Курск и так далее добрался до Нерчинска и Кяхты, а обратный путь совершил по другой дороге.

В 1815 году в России был учреждён оспопрививательный комитет, на обязанности которого лежало составление списков детей, которым оспа не была ещё привита, и подготовление искусных оспенников. В распространении в России оспопрививания видное участие принимало Вольное экономическое общество, особенно с 1824 года, когда в составе общества открыто было отделение под названием попечительного о сохранении здоровья человечества и всяких домашних животных. Общество рассылало по всей России оспенную материю, инструменты, заботилось о подготовке опытных оспопрививателей, распространяло сотни тысяч брошюр на русском и инородческих языках. Впоследствии функции оспопрививания были переданы земским учреждениям. Однако до Октябрьской революции в России все ещё не была введена обязательная вакцинация, что сильно сказывалось на статистике смертности. В конце XIX века медик-писатель Святловский писал: «В Англии, где введены обязательные вакцинации и ревакцинация, умирает в среднем за год от этой болезни 1, и самое большее — 12 человек. Заметим — это во всей Англии; в Австрии же, не имеющей обязательного закона, в самые лучшие годы умирает от оспы не менее 5 тысяч человек за год. В одной Вене, или у нас в Варшаве, умирает от оспы ежегодно более, чем в целой Англии или даже в целой Германии».

10 апреля 1919 г. вышел декрет СНК РСФСР «Об обязательном оспопрививании», имевший всеобщий характер. В 1924 году был издан новый закон об обязательной вакцинации и ревакцинации. В 1919 году было зарегистрировано 186 000 больных натуральной оспой, в 1925 году — 25 000, в 1929 году — 6094, в 1935 году — 3177; к 1936 году натуральная оспа в СССР была ликвидирована.



Комментариев нет:

Отправить комментарий