суббота, 9 декабря 2023 г.

ПРОЕКТ ОТДЕЛА РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ КИНЕШЕМСКОЙ ЕПАРХИИ. Восстановление светлой памяти священнослужителей Ивановской области.

Священномученик Иоанн Александрович Успенский
(1871-04.02.1938)

Будущий священномученик Иван Александрович Успенский родился в 1871 году в посаде Большие Соли Костромской губернии (ныне Ярославская область, поселок городского типа Некрасовское) в семье псаломщика Спасо-Преображенского храма Александра Никандровича Успенского (1822-около1888) и его второй жены Евдокии Стефановны (1835-около 1884). 

Александр Никандрович Успенский был родом из семьи дьячка Успенского храма села Новленское Костромского уезда Костромской губернии (ныне Костромская область, Нерехтский район). Окончив высшее отделение Костромского духовного училища он был посвящен в стихарь и 6 декабря 1840 году определен к Богородицкому Собору города Нерехты на должность дьячка. 14 января 1844 года, в возрасте 22 лет он был переведен к Спасо-Преображенскому храму посада Большие Соли на пономарское место.  Через два года, 28 сентября 1846 году он был переименован в дьячка. На этом месте дьячок Александр Успенский прослужил 32 года. 

Спасо-Преображенский храм посада Большие Соли. 
Фото с сайта: http://old-churches.ru/ko_092.htm 

В 1876 году, будучи уже в солидном возрасте, в возрасте 54 лет дьячок Александр Никандрович Успенский был перемещен к Воскресенскому Собору Посада Большие Соли.

Первая жена Александра Никандровича умерла, ее имя осталось не известным. От первого брака были рождены дети: Константин (1842-?), он был холост, находился на военной службе; дочь Мария (1844-?) была замужем за причетником Троицкого храма села Городец, Ярославской губернии Петром Матвеевичем Побединским, в 1883 г. она вдова; дочь Анна (1851-?) была в замужестве за губернским секретарем посада Большие Соли Павлом Александровичем Новиковым, в 1885 году она тоже вдова. 

Александр Никандрович Успенский после смерти первой жены, женился еще раз на Евдокии Стефановне (1835- около 1884). Во втором браке родились сыновья: Вениамин (1854-?), псаломщик посада Большие Соли, в 1885 году он диакон, женат; сын Алексей (1859-?), почтальон в Ярославской губернии; сын Иоанн (1871-04.08.1938), будущий священномученик и дочка Мария (1873-?), обучалась в Большесольском Николаевском двухклассном училище.

Будущий священномученик Иоанн Александрович Успенский с 1885 года по 1888 год учился в Большесольском ремесленном училище. Эти сведения были получены из послужного списка его папы псаломщика Александра Никандровича Успенского за 1885, 1887, 1888 годы.

Иван Александрович Успенский был определен указом № 520 Костромской духовной консистории от 23 января 1889 года на должность псаломщика к Воскресенскому соборному храму посада Большие Соли Костромского уезда. В его послужном списке за 1889 год указано, что он окончил Большесольское Никольское двухклассное приходское училище.

Воскресенский соборный храм посада Большие Соли. 
Фото с сайта: https://sobory.ru/photo/236573

Видимо, к 1884 году умерла мама священномученика Иоанна Успенского Евдокия Стефановна, а к 1888 году умер и папа. В возрасте восемнадцати лет, в 1889 году Иоанн Александрович Успенский начал свое служение Русской Православной Церкви, сменив на этом посту своего почившего папу-псаломщика. 

В этом же году на попечении о. Иоанна числится родная сестра, шестнадцатилетняя Мария. Она обучалась в это время в Большесольском Николаевском училище. Мария Александровна Успенская получала от попечительства пособие и помогала брату вести домашнее хозяйство. 

В возрасте 20 лет, 16 июня 1891 года Иоанн Александрович Успенский был посвящен в стихарь.

В 1893 году состоялось венчание жениха Костромского уезда посада Больших Солей Соборной Воскресенского храма, двадцатидвухлетнего псаломщика Иоанн Успенского, вероисповедания православного, первым браком. Невестой стала Ярославского уезда, храма Рождества Пресвятой Богородицы села Печелок псаломщика Григория Михайлова Соколова двадцатилетняя дочь-девица Анастасия Григорьевна Соколова, вероисповедания православного.

Поручителями стали по жениху: Костромского уезда посада Больших Солей Спасо-Преображенского храма диакон Вениамин Александрович Успенский и Нерехтского уезда с. Погост Богослова дьякон Василий Троицкий. По невесте поручителями были: города Ярославля Златоусто-Коровницкого храма учитель и псаломщик Федор Александров Никольский и того же г. Ярославля Христо-Рождественского храма псаломщик Александр Григорьев Соколов. Таинство совершил Костромского уезда посада Больших Солей Соборной Воскресенского храма священник Иоанн Касторский и того же посада Преображенского храма диакон Вениамин Успенский.

Через 18 лет служения, 10 октября 1907 года Иоанн Александрович Успенский был перемещен на первую вакансию псаломщика в том же Воскресенском соборном храме посада Большие Соли.

Указом № 11009 Костромской Духовной Консистории от 14 июля 1910 года он был определен на место псаломщика в Успенский храм г. Кинешма, на что имел грамоту.

Успенский храм города Кинешма.
Фото с сайта: https://sobory.ru/photo/11260

В семействе у о. Иоанна Александровича Успенского с женой Анастасией Григорьевной (16.12.1873-?) родилось 8 детей. Всем детям родители дали хорошее образование.  Сыновья Геннадий (23.03.1897-?) и Дмитрий (17.10.1899-?), обучались в Костромском Духовном училище; дочь Нина (31.12.1901-?), училась в Кинешемской женской гимназии; другая дочь Ольга (10.06.1904-?), обучалась в церковно-приходской школе. Сын Константин (30.01.1907-?) тоже учился в гимназии. Об обучении младших детей Ларисы (26.03.1910-?), Марии (24.06.1912-?) и Веры (1916-?) сведений не сохранилось. В 1916 году Геннадий Успенский был на военной службе, Дмитрий состоял на гражданской службе в Управе.

Псаломщик Иоанн Александрович Успенский взысканиям по суду не подвергался, под судом и следствием не состоял, поведения он был весьма хорошего. Таким образом, было достоверно подтверждено архивными документами служение Русской Православной Церкви псаломщика Иоанна Александровича Успенского с 1889 года вплоть до 1919 года.

О служении Иоанна Александровича Успенского после 1919 года можно прочитать в третьем издании книги игумена Дамаскина (Орловского) «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Январь», выпущенной в Твери в 2007 году. Но в этом издании закралась ошибка в отчестве Иоанна Успенского. В этой книге его отчество записано «Алексеевич», и в последствии многие интернет-издания и православные сайты, посвященные новомученикам и исповедникам Российским скопировали эту неверную информацию. Позднее игумен Дамаскин (Орловский) уточнил отчество священномученика Иоанна Успенского и на сайте Регионального общественного фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» можно увидеть правильное отчество «Александрович». Еще одна не точность этого издания состоит в том, что «Иван Александрович Успенский был рукоположен в сан диакона в 1890 году». Сейчас, на основании послужных списков псаломщика Иоанна Александровича Успенского, изученных в ходе данной работы, сохранившихся в Государственном архиве Костромской области за 1889, 1890, 1908, 1913, 1917, 1919 годы можно с уверенностью сказать, что с 1889 года по 1919 год о. Иоанн был псаломщиком. 

Игумен Дамаскин (Орловский) в своей книге рассказывает о служении священномученика Иоанна Александровича Успенского, опираясь на документы следственного дела. Приведем выдержку из этой книги. «В период начавшихся после большевистской революции гонений о. Иоанн Успенский был рукоположен в сан священника и служил в Введенской церкви в селе Введенском Кинешемского района Ивановской области.

После начала в 1937 году беспощадных гонений власти арестовали почти всех священников, многих церковных старост, членов церковных двадцаток и наиболее активных мирян. 1 ноября 1937 года были арестованы и заключены в тюрьму в городе Кинешме священник Иоанн Успенский, трое мирян и священник из села Пешково; в силу того, что они были друг с другом знакомы, сотрудники НКВД решили объединить их дела в одно дело.

В тот же день начались допросы, которые продолжались непрерывно в течение нескольких дней.
– Вы арестованы как участник контрреволюционной поповско-кулацкой группы, расскажите следствию о своей контрреволюционной деятельности, – потребовал следователь от отца Иоанна.
– Участником контрреволюционной поповско-кулацкой группы я не являлся, контрреволюционной деятельности не вел, – ответил священник.
– Следствию достоверно известно, что вы, будучи враждебно настроенным к существующему строю, среди своего окружения вели систематическую контрреволюционную агитацию, направленную на срыв проводимых мероприятий партии и советской власти. Следствие требует дать правдивые показания.
– Никакой контрреволюционной деятельности я не проводил.
– Вы показываете ложь, следствие имеет достаточно фактов, подтвержденных свидетельскими показаниями, о том, что вы проводили активную антисоветскую агитацию. Показывайте правду!
– Повторяю, что нигде и никогда антисоветской агитации я не вел.
– Попа Николая Лебедева вы знаете?
– Да, Лебедева я знаю хорошо, последний служит в Успенской церкви села Пешково.
– А бывшего кулака Петра Пискунова вы также хорошо знаете?
– Пискунова я также знаю хорошо, последний был церковным старостой в Введенской церкви по август месяц.
– Расскажите, что вам известно об антисоветской агитации Николая Лебедева и Петра Пискунова.
– Об антисоветской агитации Лебедева и Пискунова мне не известно.
– Вы показываете ложь, следствие предупреждает, ваше запирательство ни к чему не приведет. Предлагаем рассказать подробно о своей контрреволюционной агитации и дать правдивые показания.
– Повторяю, что контрреволюционной агитации я не проводил и виновным в этом себя не признаю.
– Вам зачитывается выдержка из показаний свидетеля о вашей антисоветской пропаганде. Эти показания вы подтверждаете?
– Зачитанную выдержку из показаний свидетеля я отрицаю.
– Значит, вы не хотите показывать правду о своей контрреволюционной деятельности?
– Я показываю только правду, других показаний дать не могу, так как контрреволюционной деятельности я не проводил.
– Следствию известно, что в августе сего года в церковной сторожке Введенской церкви вами было организовано антисоветское сборище церковников, на котором вы вели контрреволюционную агитацию и распространяли провокационные слухи о нищете и голоде в СССР. Дайте об этом показания.
– В августе сего года в церковной сторожке Введенской церкви никакого сборища церковников организовано не было и контрреволюционной агитации я не проводил.
– Следствие располагает конкретными фактами о том, что вы, будучи знакомы с попом Успенской церкви Николаем Лебедевым и бывшим кулаком Пискуновым, имели между собою тесную связь, периодически встречались и друг друга посещали, совместно устраивали антисоветские сборища, на которые привлекали колхозников и среди последних вели контрреволюционную пропаганду. Дайте правдивые показания.
– С указанными выше лицами я действительно знаком, между собою мы имели близкую связь и периодически встречались, и друг друга посещали, но нелегальных антисоветских сборищ не устраивали, колхозников не привлекали и среди последних контрреволюционной деятельности не вели.
– Несмотря на ряд имеющихся фактов, подтвержденных свидетельскими показаниями, о том, что вы являлись активным участником нелегальных антисоветских сборищ церковников, устраиваемых в доме попа Лебедева и в церковной сторожке, вы до сих пор не хотите признаться в этом. На одном из таких сборищ в августе сего года в присутствии попа Лебедева вы вели активную антисоветскую агитацию. Это вы подтверждаете?
– Я подтверждаю только то, что в августе сего года в доме Лебедева я действительно был, активным же участником нелегальных антисоветских сборищ я не являлся и антисоветской агитации не проводил.
– Вы лжете, в августе сего года в религиозный праздник после церковной службы, также в церковной сторожке, вами было организовано пьяное сборище церковников, на котором вы распространяли провокационные слухи и вели контрреволюционную агитацию. Показывайте правду!
– Заявляю, что в августе сего года в религиозный праздник в церковной сторожке пьяного сборища церковников мною организовано не было, провокационных слухов я не распространял и контрреволюционной деятельности не вел.
– Вы намерены показывать правду?
–Да, я показываю только правду, других каких-либо показаний дать не могу, так как контрреволюционной деятельности я не вел.

8 ноября 1937 года следствие было закончено, и 15 ноября тройка НКВД приговорила всех обвиняемых по этому делу к расстрелу, а отца Иоанна – к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Но сотрудники НКВД не были удовлетворены таким исходом дела, и в тюрьме против священника было начато новое следствие. Священник был обвинен в том, что, находясь в камере, вел среди заключенных антисоветскую агитацию. Лжесвидетелями выступили находившиеся в камере осведомители. Будучи допрошен, отец Иоанн виновным себя не признал. 3 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Иоанна к расстрелу. Священник Иоанн Успенский был расстрелян на следующий день, 4 февраля 1938 года, и погребен в общей безвестной могиле».

Священномученик Иоанн Александрович Успенский был похоронен на кладбище Балино в городе Иваново, вместе с двенадцатью святыми Ивановской области и одним священномучеником из Владимирской области, а также с другими 140 священнослужителями, расстрелянными в 1937-1938 годах.

Канонизирован иерей Иоанн Александрович Успенский 20 августа 2000 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви по представлению от Ивановской епархии. На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, проходившем 16.05.2023 г. был утвержден новый список Собора святых Ивановской митрополии, в котором под № 11 указан Иоанн Успенский, иерей, сщмч. (1938).

Единственное изображение священномученика Иоанна Успенского можно увидеть на иконе "Собор Иваново-Вознесенских святых" 2011 года написания. Расположен самом в нижнем ряду, крайний слева.



Даты памяти (по новому стилю):
4 февраля - День мученической кончины.
20 июня - Собор Иваново-Вознесенских святых
Первое воскресенье, начиная с 7 февраля - Собор новомучеников и исповедников Церкви  Русской.
 

СИНОДИК
священномученика Иоанна Успенского
 
О УПОКОЕНИИ

1. Псаломщика АЛЕКСАНДРА
2. Дьячка НИКАНДРА
3. ЕВДОКИИ
4. СТЕФАНА
5. КОНСТАНТИНА
6. МАРИИ
7. АННЫ
8. Иерея ВЕНИАМИНА
9. АЛЕКСИЯ
10. МАРИИ
11. АНАСТАСИИ
12. Псаломщика ГРИГОРИЯ
13. МИХАИЛА
14. ГЕННАДИЯ
15. ДИМИТРИЯ
16. НИНЫ
17. ОЛЬГИ
18. КОНСТАНТИНА
19. ЛАРИСЫ
20. МАРИИ
21. ВЕРЫ


Источники:
1. ГАКО Ф.130 Оп.9 д. 3236 л. 5об-6 Клировые ведомости церквей 7 Костромского благочиннического округа за 1882 год. Послужной список священно-церковнослужителей Воскресенского соборного храма села Большие Соли. Псаломщик Александр Никандрович Успенский.
2. ГАКО Ф.130 Оп.9 д. 3241 л. 5об-6 Клировые ведомости церквей 7 Костромского благочиннического округа за 1883 год. Послужной список священно-церковнослужителей Воскресенского соборного храма села Большие Соли. Псаломщик Александр Никандрович Успенский.
3. ГАКО Ф.130 Оп.9 д. 3246 л. 5об-6 Клировые ведомости церквей 7 Костромского благочиннического округа за 1885 год. Послужной список священно-церковнослужителей Воскресенского соборного храма села Большие Соли. Псаломщик Александр Никандрович Успенский.
4. ГАКО Ф.130 Оп.9 д. 3274 л. 5об-6 Клировые ведомости церквей 7 Костромского благочиннического округа за 1887 год. Послужной список священно-церковнослужителей Воскресенского соборного храма села Большие Соли. Псаломщик Александр Никандрович Успенский.
5. ГАКО Ф.130 Оп.9 д. 3274 л. 5об-6, 6об-7 Клировые ведомости церквей 7 Костромского благочиннического округа за 1888 год. Послужной список священно-церковнослужителей Воскресенского соборного храма села Большие Соли. Псаломщик Александр Никандрович Успенский.
6. ГАКО Ф. 130 Оп.9 д. 3312 л. 6об-7 Клировые ведомости церквей 7 Костромского благочиннического округа за 1889 год. Послужной список священно-церковнослужителей Воскресенского соборного храма села Большие Соли. Псаломщик Иоанн Александрович Успенский.
7. ГАКО Ф. 130 Оп.9 д. 3316 л. 6об-7 Клировые ведомости церквей 7 Костромского благочиннического округа за 1890 год. Послужной список священно-церковнослужителей Воскресенского соборного храма села Большие Соли. Псаломщик Иоанн Александрович Успенский.
8. ГАЯО Ф. 230 оп.11 д. 747. Метрические книги церкви с. Печелки Ярославского уезда за 1892-1899 гг. Запись за 1893 г. о венчании Иоанна Александровича Успенского.
9. ГАКО Ф.130 Оп.9 д. 3613 л. 5об-6 Клировые ведомости церквей 7 Костромского благочиннического округа за 1908 год. Послужной список священно-церковнослужителей Воскресенского соборного храма села Большие Соли. Псаломщик Иоанн Александрович Успенский.
10. ГАКО Ф. 130 Оп. 9 д. 1071 л. 30об-31 Клировая ведомость церквей 1 Кинешемского благочиннического округа Кинешемского Успенского монастыря за 1913 год. Успенский храм г. Кинешма. Псаломщик Иоанн Александрович Успенский.
11. ГАКО Ф. 130 Оп. 9 д. 1095 л. 70 об-71 Клировая ведомость церквей 1 Кинешемского благочиннического округа Кинешемского Успенского монастыря за 1916 год. Успенский храм г. Кинешма. Псаломщик Иоанн Александрович Успенский.
12. ГАКО Ф. 130 Оп. 11 д. 2087 л. 68об-69 Клировая ведомость церквей 1 Кинешемского благочиннического округа Кинешемского Успенского монастыря за 1917 год. Успенский храм г. Кинешма. Псаломщик Иоанн Александрович Успенский.
13. ГАКО Ф. 130 Оп. 11 д. 2312 л. 43об-44 Клировая ведомость церквей 1 Кинешемского благочиннического округа Кинешемского Успенского монастыря за 1919 год. Успенский храм г. Кинешма. Псаломщик Иоанн Александрович Успенский.
14. Игумен Дамаскин (Орловский). «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Январь». Тверь.2007.С.200-203
15. Архив УФСБ по Ивановской обл. Д.8297-П.
16. Официальный Сайт Регионального общественного фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви». Священномученик Иоанн Успенский https://fond.ru/home/82/ioann/
17. Официальный Сайт Комиссии по канонизации святых Иваново-Вознесенской епархии «Икона Собора Иваново-Вознесенских святых» http://comissvyat.blogspot.com/2011/06/c-2011-20.html

Священноинок Александр (Завьялов)
Наталья Сергеевна Уткина



Святый священномучениче Иоанне, моли Бога о нас!

О прехвальнии угодницы Божии, святии вси в земли Ивановской просиявшии и яко цвети Богосажденнии землю нашу облагоухавшии! Многая ваша имена и большая дарования, вашим бо непорочным житием от древних родов до ныне свет Христов просвещается и имя Божие прославляется. Мы же, недостойная чада ваша, исполнение чаемых вами видевше: веры православныя возрождение, храмов и обителей обновление, святых угодников прославление, поем Отца, Сына и Святаго Духа Бога, и к вам, избранным Его, со умилением и верою припадающе молим: не оставите отечества вашего земнаго яко во благоденствии, тако и во дни испытаний тяжких. Молите Всеблагаго Господа даровати нам покаяние всецелое и сердце люботрудное во взыскание Его, в неведении и нечаянии сущия светом веры и надежды озарити, нищия и сироты препитати, плененныя от уз свободити, во обстоянии и скорби сущия скоро изба́вити, всем нам мужество и духовную бодрость подати, да никогдаже впадем во уныние лютое, да никий же соблазн или страх отвратит нас любве Христовы, да благодатию Его верность до конца сохраним, и Царствия Небеснаго с вами сподобимся, и прославим в Троице славимаго Бога во веки веков. Аминь.

Священномученик Иоанн Успенский.
Фрагмент иконы "Собор Иваново-Вознесенских святых" 2011 года написания 
(к сожалению, лучшего качества изображения нет)


Тропарь священномученику Иоанну Успенскому
(священномученика XX века)

Тропарь, глас 3:
Це́ркве Ру́сския сто́лпе непоколеби́мый,/ благоче́стия пра́вило,/ жития́ ева́нгельскаго о́бразе,/ священному́чениче Иоанне,/ Христа́ ра́ди пострада́вый да́же до кро́ве, Его́же моли́ усе́рдно, я́ко Нача́льника и Соверши́теля спасе́ния, Русь Святу́ю утверди́ти в Правосла́вии/ до сконча́ния ве́ка.

Кондак, глас 2:
Восхва́лим, ве́рнии, изря́днаго во свяще́нницех и сла́внаго в му́ченицех Иоанна, Правосла́вия побо́рника и благоче́стия ревни́теля, земли́ Ру́сския кра́сное прозябе́ние, и́же страда́нием Небе́с дости́же и та́мо те́пле мо́лит Христа́ Бо́га/ спасти́ся душа́м на́шим.

Величание:
Велича́ем тя,/ священному́чениче Иоанне,/ и чтим честна́я страда́ния твоя́,/ я́же за Христа́/ во утвержде́ние на Руси́ Правосла́вия/ претерпе́л еси́.


Комментариев нет:

Отправить комментарий